Директор департамента международного сотрудничества и туризма уверен, что у субъекта должно быть больше полномочий по обеспечению развития региона
Владивосток, 29 апреля, PrimaMedia.
Необходимость внесения изменений в законодательство в области туризма доказали время и последние события, когда доверие к крупным компаниям-операторам оказалось подорвано и у коллег по бизнесу, и у туристов. Достаточно вспомнить ситуацию с «Капитал-тур», «Ланта-тур вояж», «Магазином хороших путевок». Сейчас на слуху еще одна компания - «Идеальный мир». Туризм - одна из наиболее перспективных отраслей мировой экономики, потенциал которой в России используется в недостаточной степени. Предполагается, что поправки, внесенные в закон, позволят и туроператорам, и турагентам разрабатывать четкие критерии деятельности, устанавливать конкретные и в то же время прозрачные правила поведения на рынке, контролировать их исполнение участниками, вырабатывать критерии определения надежности туроператоров, пресекать демпинговые войны. Кроме того, четкая законодательная база необходима и при создании в регионах целевых программ по развитию туризма, которые должны способствовать формированию в стране туристического кластера. О том, какие перспективы у приморского туризма, корр. РИА PrimaMedia рассказал директор департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края Евгений Маркин.
- Как Вы считаете, должен ли быть туристический рынок более прозрачным? Нужен ли какой-то инструмент, с помощью которого можно было бы говорить о надежности туроператора?
Ответственность за социально-экономическое развитие региона несут органы власти субъекта федерации, а значит и полномочия для реализации мер по обеспечению развития региона у них должно быть больше. Это касается и сферы туризма.
В соответствии с уже упоминавшимся законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма. Часть этих полномочий федеральный орган передает на уровень региональных органов. Но сегодня это явно не достаточно. Департамент международного сотрудничества неоднократно ставил в Минспорттуризме России вопрос о существенном расширении прав региональных органов власти по регулированию вопросов развития туризма на соответствующих территориях.
Не стоит упускать из виду, что сегодняшняя туриндустрия совсем не та, что была еще пару лет назад. Она перегруппировалась, перестроилась. Часть услуг переместилось в Интернет. Этот сегмент востребован молодыми, активными, знающими язык, прекрасно ориентирующимися в виртуальном пространстве. А турфирмы? Сейчас в компаниях все больше работают не просто менеджеры, а эксперты, которые клиенту могут дать самый исчерпывающи ответ по маршруту: какое меню в отеле, есть ли там бэби-ситтер, каков процент скидок во время шопинга, чем отличаются номера друг от друга в конкретном отеле и т.д. И сегодня, прежде чем туристический продукт пустить в продажу, компании сами осуществляют инспекционную проверку, в ходе которой уточняют все нюансы, о которых может спросить турист. Ведь именно от качества работы сотрудника компании, его профессионализма завит в окончательном счете качество сервиса, безопасность туриста.
Если говорить о прозрачности туристского рынка, то это возможность потребителя получать достоверную информацию о качестве работы туристских организаций, количестве обоснованных претензий, выявленных нарушений в их работе, а также наградах и заслугах. Все это в итоге отражается, как мы уже упомянули и на качестве сервиса, и на имидже компании и на безопасности туристов. Кроме того, нужны меры, которые не позволили бы туркомпаниям плохо заканчивать - исчезать с рынка, демпинговать, бросать туристов на произвол судьбы и т.д. Иначе возникает дефицит доверия, который мешает работать другим. На рынке нужна прозрачность!
Одним из таких инструментов может быть аккредитация (или аттестация) туристских организаций при Администрации Приморского края, проведение аттестации гидов-переводчиков, экскурсоводов, инструкторов-проводников, лиц, сопровождающих в поездке группы туристов (руководителей туристских групп).
- Должна ли нести фирма какую-то ответственность, за исключением уже имеющейся финансовой, если попала в «черный список». Должен ли субъект решать эти вопросы?
Считаю, что в ведении региональных органов власти должны находиться, например, такие вопросы, как разработка критериев и принятие на их основе решения о включении туроператоров в список уполномоченных по работе в Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года.
Сегодня в Приморском крае зарегистрировано 240 турфирм, еще три года назад в области турбизнеса работало 287 компаний. Это как раз и подтверждает ту перестройку в работе туристической отрасли, о чем мы говорили раньше. Из числа этих компаний 119 являются туроператорами, все они внесены в Единый федеральный реестр туроператоров. В рамках Соглашения о безвизовых группах в крае работает 93 компании.
В минувшем году у нас был ряд претензий к компаниям, но не в наших силах пока влиять на эту ситуацию. Вердикт в отношении нерадивых компаний решается на федеральном уровне, а для этого туда должны быть предоставлены не просто наши мнения или эмоции туристов, а документы. Т.е. в отношении проштрафившихся компаний должны быть предоставлены судебные решения, подтверждающие их вину в той или иной области. В реалиях это выглядит следующим образом: остался турист недоволен, отправился в суд, а там все решилось полюбовно, и компания тут же возместила моральный и материальный ущерб. И опять она в рядах операторов, и опять продолжает дальше возить туристов.
Наиболее существенные изменения в законе будут способствовать блокированию работы недобросовестных туристических фирм. Предлагается, в частности, повсеместное введение электронного документооборота, общей системы бизнеса, при которой турагентства могут осуществлять свою работу только от имени туроператоров.
Также должна быть возможность исключения из реестра по решению суда туроператоров, которые были замечены в некорректной работе. Чиновники надеются, что введение «электронных путевок» сделает турбизнес абсолютно прозрачным для фискальных и налоговых органов, а также поможет формированию реальных статистических данных. Уже в эту весеннюю сессию данные поправки будут представлены для рассмотрения в Госдуме.
- Сегодня мы активно пропагандируем въездной туризм. Должны ли у таких туроператоров быть финансовые гарантии меньше, чем у тех, кто на въездном направлении?
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ФЗ №132) приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Размер финансовых гарантий для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, составляет 500 тысяч рублей, в сфере международного въездного туризма 10 миллионов рублей, в сфере международного выездного туризма 30 миллионов рублей и более. Думаю, что это правильно.
Справка:
По итогам 2011 года из Приморского края с туристскими целями выехало в зарубежные страны 651 371 человек, это на 40,4 % больше, чем в 2010 году, когда выехало 490 345 человек. За этот же период в Приморье въехало 82 414 иностранных туристов, что на 21,6% больше, чем в 2010 году. По оценочным данным в 2011 объем внутреннего туристского потока в Приморье составил 732 тыс. человек.