Арктика привлекает к себе внимание запасам углеводородов. И Китай обещает стать новым игроком на этой арене, где всегда доминировали США, Канада и Россия
Китай демонстрирует растущий интерес к освоению богатой ресурсами Арктики, где намечается тенденция постепенного таяния льдов в результате изменения климата. Несмотря на отсутствие у Китая береговой линии в полярном регионе, Пекин строит мощный ледокол и намерен добиваться получения статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете.
В этом вопросе китайская сторона уже заручилась поддержкой двух северных стран - Исландии и Швеции, председательствующей сейчас в этой организации. Сотрудничество в Арктике стало одной из ключевых тем визита в Исландию и Швецию премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в ходе европейское турне.
Благодаря значительным запасам углеводородов и удобным морским маршрутам, Арктика привлекает к себе все большее внимание. И Китай обещает стать новым сильным игроком на этой арене, где исторически доминировали США, Канада и Россия. Не отрицая прав приарктических государств на приоритетную разработку недр в полярной зоне, Пекин в то же время исходит из того, что с международно-правовой точки зрения Арктика, по сути, остается «ничьей». Так же как и Луна. То есть, по логике Пекина, все заинтересованные государства могут принять участие в ее освоении.
«Арктика не принадлежит кому-либо, а является достоянием всего мира», - заявлял адмирал Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Инь Чжо. Он подчеркнул, что «Китай как страна, где проживает пятая часть населения всего Земного шара, должен непременно принять участие в арктическом освоении». При этом для всех очевидно, что КНР имеет более чем достаточные ресурсы для того, чтобы осуществлять проекты в этом регионе, который до недавнего времени оставался вне поля зрения китайской политики.
Так, один китайский инвестор уже пытался купить за 100 млн долларов часть территории Исландии площадью 300 кв. км - якобы под создание экологического парка. Рейкьявик, несмотря на острую нехватку денег в условиях еврокризиса, однако, отказался «продавать родину». Между тем, приобретение земли могло бы стать важным шагом Пекина в деле разгорающейся борьбы за Арктику. Вопрос лишь в том, кто же продаст?
Вхождение в Арктический совет, отмечают аналитики, позволит Китаю сделать более легитимным свое присутствие в регионе, где сосредоточены, по оценкам, до 30% мировых запасов природного газа и до 10% нефти. Интерес КНР к этой организации объясняется и перспективой использования возможностей Северного морского пути. По мнению ученых, в период с 2020 по 2040 гг. он обещает стать более открытым для судоходства в результате стремительного таяния арктических льдов под воздействием глобального потепления.
Немалые экономические выгоды для Поднебесной - а ее экономика во многом зависит от внешней торговли - сулит возможность доставки товаров в Европу в обход традиционных торговых путей, идущих через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Так, маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь, значительная часть которого пролегает по морям вдоль северных берегов России, оказался бы на 6400 км короче. И что немаловажно - безопасней. Принимая во внимание участившиеся случаи пиратских грабежей в Индийском океане.
Как отмечают аналитики, Арктика имеет и важное военно-стратегическое значение. Там находятся удобные позиции для старта баллистических ракет, систем ПРО и других элементов стратегического сдерживания. В случае если Китаю удастся разместить в Северном ледовитом океане атомную подводную лодку, он создаст условия для стратегического сдерживания Европы, России и США, замечают эксперты.
Естественно, не все государства хотят видеть усиление присутствия Китая в регионе и превращения этих вод в «проходной двор». Если некоторые допускают, что Китай имеет в Арктике законные экономические и научные интересы, то другие страны видят в этом «угрозу суверенитету» арктических держав. В частности, Норвегия может блокировать стремление Пекина обрести статус наблюдателя в Арктическом совете на фоне резкого похолодания двусторонних связей: в 2010 году в Осло была присуждена Нобелевская премия мира китайскому диссиденту Лю Сяобо.
Наращивая усилия по исследованию Северного полюса, Китай планирует организовать до 2015 года две арктические экспедиции. Китайские ученые уже побывали 4 раза в этом суровом уголке планеты - в 1999, 2003, 2008 и в 2010 гг. Пятая арктическая экспедиция планируется в период с июля по сентябрь текущего года. В ходе этой экспедиции китайцы впервые совершат проход по неизведанному им ранее Северному морскому пути.
Сейчас для полярных экспедиций Китай использует приобретенный в 1993 году у Украины ледокол, названный «Сюелун» («Снежный дракон»). Но уже к 2014 году у него появится более мощный собрат. Новый ледокол стоимостью 200 млн долларов и водоизмещением 8 тыс. тонн сможет проплыть без остановки 20 тыс. морских миль, взламывая лед толщиной более полутора метров («Сюелун» - только 1,2 м). Его максимальная скорость составит 15 узлов, в ледяном поле - 2-3 узла.
Таким образом, с появлением нового судна страна сможет направлять экспедиции одновременно в арктическую и антарктическую зоны, значительно увеличив возможности своих полярных исследований. Лишь недавно китайские исследователи вернулись с Южного полюса, завершив очередную, уже 28-ю по счету национальную экспедицию в Антарктиду. А осваивать ее ученые КНР начали еще с 1984 года, изначально используя обычные, не ледокольные суда. Там ими были основаны три научные станции - «Чжуншань», «Чанчэн» и «Куньлунь».
Прочно обосновавшись в Антарктиде, став там «завсегдатаями», китайцы обратили взор на противоположный полюс. В Арктике страна располагает пока только одной станцией - «Хуанхэ», предназначенной для изучения океана и климата. Она была создана на контролируемом Норвегией архипелаге Шпицберген в Баренцевом море. Ее содержание обходится стране не в одну сотню тысяч долларов в год. Ученые на станции занимаются изучением северного сияния и замерзших микроорганизмов, проводят мониторинг ледников и метеорологические исследования.
Хотя Китай проявляет растущий интерес к Арктике, по мнению аналитиков, продвигаться в этом направлении он будет весьма осторожно. Ведь Пекин отдает себе отчет в том, что он слишком удален от региона и, в отличие от приарктических держав, ему нечем подкрепить свои притязания кроме научного интереса и судоходства.
Полная версия статьи доступна при подписке на Компас.