Мало кто предполагал, что разразившийся в 2008 году глобальный финансовый кризис приведет к кризису альтернативной энергетики.
В мировой экономике усиливается конкуренция за доступ к энергоресурсам, уже получившая название «энергетической гонки».
Она определяется двумя обстоятельствами: во-первых, попытка сменить энергетическую базу современной экономики путем перехода на альтернативные источники энергетики оказалась неудачной, и, во-вторых, глобальный финансовый кризис 2008 года будет иметь долгосрочные последствия, которые не позволят правительствам ведущих индустриальных стран выделять крупные финансовые средства на альтернативную энергетику.
В результате, как считают западные независимые аналитики, на ближайшие 20 лет нефть и природный газ останутся, наряду с углем, главными источниками энергии для мировой экономики. При этом цены на них продолжат свой рост, а страны, обладающие крупными нефтяными и газовыми запасами, во многом будут определять дальнейшее развитие мира.
Мало кто предполагал, что разразившийся в 2008 году глобальный финансовый кризис приведет к кризису альтернативной энергетики, на развитие которой в конце 90-х годов сделали ставку США и Евросоюз с надеждой обеспечить для себя новую энергетическую базу и освободиться от зависимости от внешних поставщиков традиционных видов энергии - нефти и газа.
Однако бюджетные трудности ЕС и Соединенных Штатов привели к 2010 году к ситуации, когда их правительства были вынуждены сократить субсидии, на которых держалось развитие и внедрение технологий альтернативной энергетики. Следствием этого стал тот факт, что с конца 2010 года в мировом энергетическом секторе потерпели крах многие компании, работающие в области солнечной и ветровой энергетики. В 2011 году одна из ведущих энергетических компаний мира - британская ВР объявила о полном выходе из «альтернативной энергетики».
Американская «Солар траст оф Америка», работающая над созданием крупнейшей в мире солнечной электростанции, ушла под защиту закона о банкротстве. Занимающаяся проектом по созданию на юго-востоке штата Калифорния гигантской электростанции, работающей от энергии Солнца, компания не смогла вовремя погасить возникшую задолженность в 100 млн долларов, что превышает нынешние активы в 10 раз.
В результате «Солар траст оф Америка» была вынуждена подать просьбу о защите от кредиторов в коммерческий суд с тем, чтобы избежать немедленного краха. Таким образом, под вопросом оказались работы по строительству в Калифорнии солнечной электростанции мощностью в 1 тыс. мегаватт. Работы по возведению каскада солнечных батарей должны были начаться в 2013 году.
В сентябре 2011 года обанкротился один из крупнейших производителей солнечных батарей, американская компания «Солиндра», а в декабре аналогичная судьба постигла лидера солнечной энергетики Германии, компанию «Солар милленниум». Об уходе под защиту закона о банкротстве 2 апреля текущего года объявила крупная немецкая компания Q-cells, специализирующаяся на производстве солнечных батарей. Она понесла в 2011 году убытки в размере 846 млн евро. По словам ее руководства, компания не выдержала конкуренции со стороны китайских производителей более дешевых солнечных батарей.
Однако специалисты указывают, что половина производственных мощностей немецкой компании находится в Малайзии, где также очень низкие расходы на рабочую силу. По их словам, главная причина банкротства Q-cells - прекращение щедрых субсидий и особых налоговых льгот со стороны германского правительства. Это подтверждает и тот факт, что с начала 2011 года в Германии разорились четыре крупные компании, работающие в области солнечной энергетики.
Аналогичная ситуация во Франции, где недавно в ситуации, близкой к банкротству, оказалась компания Evasol, также работающая в сфере солнечных батарей. В минувшем месяце только вмешательство французского правительство спасло от краха другую компанию этого сектора - Photowatt. Как заявил в этой связи генеральный секретарь Европейской ассоциации производителей солнечных батарей Рейнхолд Батгерит, «очень многие европейские компании оказались не готовы работать без крупных государственных субсидий и правительственных подпорок». «Мы должны быть реалистами и признать, что времена мощной поддержки со стороны государства нашей промышленности прошли», - заметил он.
Трудности испытывает сейчас и второй сектор альтернативной энергетики, обещавший быстрые и революционные изменения, - ветровой. Так, крупнейший в мире производитель ветряков - датская компания Vestas зафиксировала в 2011 году первые за последние шесть лет потери. Они достигли 220 млн долларов. При этом доля контролируемого компанией рынка сократилась с 28 процентов 2007 году до 12,9 процентов в 2011 году. В мировой ветровой энергетике сейчас идет быстрое усиление позиций китайских компаний. Среди десяти крупнейших в мире компаний-производителей ветряков четыре -китайские. При этом Goldwind занимает в этом списке вторую позицию.
В течение последних двух десятилетий развитие альтернативной энергетики поддерживалось беспрецедентными субсидиями со стороны западных государств. Но из-за глобального финансового кризиса они не смогли больше предоставлять этому сектору особые условия существования, и он оказался полностью неконкурентоспособным.
Неудача Запада в прорыве к новым энергетическим технологиям вернула нефть в центр мировой экономики. Ведущие западные аналитики считают, что нефти достаточно для того, чтобы обеспечить поступательное развитие в мире в среднесрочной перспективе.
Сейчас энергетический баланс на планете выглядит так: нефть - 34 процента от общего энергопотребления, уголь - 25 процентов, природный газ - 21 процент, возобновляемая энергетика, включая гидроэлектростанции, - 14 процентов, атомная - 6 процентов. Таким образом, нефть остается главным источником энергии для современного мира. МЭА объявило два года назад, что «нефтяной пик» - максимальный показатель запасов нефти в мире - был достигнут в 2006 году. Специалисты агентства подсчитали, что к 2035 году общемировое производство нефти составит 100 млн баррелей в сутки. При этом будет происходить неполное замещение новыми месторождениями. Следует отметить, что многие эксперты считают данные оценки «излишне оптимистичными».
В то же время деловой мир пришел к выводу, что с каждым годом будет ощущаться растущая нехватка нефти, и цены на нее будут оставаться высокими. Во многом это вызвано тем, что наиболее легкие для добычи месторождения нефти уже найдены и в своем большинстве разрабатываются. Складывающаяся ситуация дала основания ряду экспертов МЭА сделать вывод о том, что с 2014 года начнется падение объемов мирового производства нефти.
Кроме того, происходит значительное удорожание процесса разработки. Так, на сегодняшний день производственные расходы на добычу нефти в странах ОПЕК в среднем составляют 10 - 30 долларов за баррель. Для глубоководных месторождений эта цифра - 45 долларов, для месторождений в Арктике - 50 долларов. Стоимость добычи нефти из нефтеносных песков - около 65 долларов, из сланцевых пород - 88 долларов. Для сравнения производственная стоимость барреля биотоплива из тростникового сахара сейчас достигает 60 долларов.
Несмотря на перспективу значительного роста цен на нефть мировая экономика, в первую очередь страны с новыми рынками и развивающиеся государства, будут нуждаться в нефти во все возрастающих количествах.
До глобального финансового кризиса считалось, что проблема нехватки нефти будет решена. Так, «Дойче Банк» подсчитал, что к концу текущего десятилетия мировой транспорт успеет перейти на электродвигатели. Но сейчас, когда финансовое положение ведущих индустриальных стран Запада подорвано, подобная перспектива представляется несбыточной. У западных правительств просто нет необходимых денег для того, чтобы финансировать энергетическую революцию.
Многие независимые специалисты приходят сейчас к выводу, что нефть останется в ближайшие 20 лет главным энергетическим источником для транспорта. При этом мир ожидает еще один феномен: сокращение экспорта нефти вследствие роста спроса на нее в странах-производителях. Ряд аналитиков предупреждают, что мир сейчас оказался в условиях энергетической гонки, когда многочисленные страны мира пытаются заполучить для себя наилучший долговременный доступ к энергетическим ресурсам.