Пока одни чиновники размышляют над тем, как сделать налог на роскошь менее заметным и обременительным, другие нашли, за счет кого можно пополнить казну еще на пару миллиардов долларов
Незапланированные расходы ждут россиян, решивших купить автомобиль после 1 августа 2012 года.
В конце прошлой недели стали известны подробности еще одного не самого приятного решения, которое может вступить в силу во второй половине текущего года. На этот раз оно касается всех автолюбителей. Министерство промышленности и торговли подготовило поправки в закон «Об отходах производства и потребления». По ним предлагается ввести утилизационный сбор на все автомобили в зависимости от объема двигателя.
«Утилизационный сбор призван защитить российский рынок легковых автомобилей от активного ввоза в страну иномарок с пробегом и поддержать продажи отечественных автомобилестроителей. Причем, в том случае, если средства, поступающие в бюджет за взимание утилизационного сбора, действительно пойдут на создание соответствующих предприятий, то это позволит решить проблему переработки старых автомобилей в сырье. Поскольку на текущий момент данная производственная сфера переживает не лучшие времена», - полагает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин.
Предполагается, что введение утилизационного сбора компенсирует снижение импортных пошлин, которое произойдет при вступлении России в ВТО. Напомним, что сначала размер импортной пошлины должен снизиться с 30% до 25%, а затем, в течение семи лет - до 15%.
Базовая ставка утилизационного сбора составит 20 тыс. рублей. В зависимости от объема двигателя, принадлежности и возраста авто к ней будут применяться различные коэффициенты. Так, российский автомобиль с двигателем до 1,5 тыс. куб. см получит коэффициент 0,5. То есть покупателю таких авто придется найти еще 10 тыс. Отечественные автомобили будут освобождаться от сбора, если автопроизводитель даст гарантию, что сам их утилизирует.
По оценке аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, минимальный утилизационный сбор для иномарок составит $1000.
Российские авто продаются в основном в самом дешевом сегменте. Но и здесь число конкурентов постоянно увеличивается - особенно после того, как на рынок стали выходить китайские автомобили, продажи которых растут как на дрожжах. Новый сбор позволит конкурентам российских производителей увеличить доходы не только за счет роста продаж, но и путем повышения цен.
По прогнозам Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в 2012 году продажи легковых и легких коммерческих авто могут составить 2,8 млн штук. Какую долю займут автомобили российских марок, прогнозировать пока трудно. Но если ориентироваться на базовую ставку, то новый сбор позволит пополнить бюджет примерно на 56 млрд рублей только за счет легковушек и легких коммерческих авто. Среднетоннажные грузовики подорожают примерно на $16 тыс., тяжелые - на $20 тыс., а автобусы - на $15-25 тыс. И это при том, что в России стоимость иномарок иногда в разы выше, чем в других странах.
Самые большие неприятности ждут тех, кто решится приобрести автомобиль старше семи лет: ставки будут фактически заградительными - 82-614 тыс. рублей. Правда, статистика показывает, что старые машины уже давно не пользуются таким высоким спросом, как еще несколько лет назад. По данным «Автостата», продажи б/у машин начали сокращаться с 2009 года, когда были повышены таможенные пошлины. Если до этого времени ввоз б/у легковых авто исчислялся несколькими сотнями тысяч, то теперь он оценивается на уровне 10 тыс. в год - мизерный процент по сравнению с объемом продаж новых автомобилей.
Утилизационный сбор не должен оказать никакого влияния на продажи подержанных авто, произведенных в России, полагает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. «Однако стимулировать избавляться от автомобилей с пробегом российского производства будут с помощью экологического налога, который придет на смену транспортному налогу. Его ставка будет варьироваться в зависимости от соответствия автомобиля экологическим нормам и от количества лет его эксплуатации», - сообщил аналитик.
Эксперт сомневается, что благодаря утилизационному сбору российские автопроизводители пойдут по пути создания собственных утилизационных компаний. «Вот когда государство озаботится данной проблемой, тогда найдется заинтересованность в ее решении у производителей и других участников рынка. Именно так произошло в Европе - к примеру, в Голландии в 90-х годах прошлого века задумались над тем, куда девать ржавые автомобили, и появилась система авторециклинга. У нас же пока об этом не особо думают», - отметил аналитик.
Владислав Кузьмичев
Все автомобильные новости