Молодых женщин сажают на 10-15 лет за щепотку героина. Настоящие наркоторговцы - на свободе.
Наказание за торговлю наркотиками снова ужесточили. Не так давно президент Медведев подписал поправки к УК, и скоро за нее можно будет сесть пожизненно. Казалось бы - отлично.
Но мне тут пришло письмо из колонии от девушки Лизы. С самого начала она написала, что сидеть ей 14 лет. И я сразу подумала, что получила послание от настоящей наркобаронессы. Наверно, она из тех, кто везет в Россию героин багажниками. Оказалось, что у Лизы изъяли четыре грамма.
«Особо крупный размер героина начинается с 2,5 грамма, - написала мне Лиза. - Но килограмм или тонна - это тот же "особо крупный". И наказание за его сбыт или попытку сбыта будет точно таким же, как за сбыт 2,5 грамма...»
Нет, не точно такое же. За килограмм в России дают меньше. Но именно такие, как Лиза, имеют все шансы сесть пожизненно...
Получив это письмо, я решила посмотреть - кого у нас сажают и за что. И за короткое время мне удалось познакомиться с пятью наркобаронессами (если судить по их тюремным срокам).
Одна из самых нашумевших историй - дело Таисии Осиповой из Смоленска.
Таисия Осипова, 25 лет. Смоленск. Осуждена на 10 лет.
Про нее знает даже Дмитрий Медведев.
Четыре раза в течение осени 2010 года крутые мужчины из Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) и УФСКН по Смоленской области изымали героин у двух засекреченных покупательниц. Девушки утверждали, что покупали наркотики у Таисии Осиповой. Свидетели продажи тоже были - еще две девушки, по словам которых Осипова выходила на крылечко и открыто передавала свертки покупательницам.
Потом в доме Осиповой прошел обыск, в результате которого в ее комоде были обнаружены 5 свертков с неизвестным веществом (суммарно 9 граммов героина) и меченая
500-рублевая купюра. Таисию отправили в СИЗО.
Но по какому-то необъяснимому совпадению и свидетелями при закупках, и понятыми при обыске проходят две одни и те же молодые красивые девушки: Света Семенистова из "Наших" и Мария Шерстнева - активист «Молодой гвардии "Единой России". Я раньше думала, что такое невозможно... Нет, бывает.
Правда, и Таисия - девушка не просто так, а жена Сергея Фомченкова, члена партии "Другая Россия". Сама Таисия и ее защитники сразу сказали, что это - провокация, направленная именно против Фомченкова. По словам Таисии, в СИЗО к ней несколько раз приезжали сотрудники ЦПЭ. Они принуждали ее дать показания, что деньги, которые ее муж переводил на содержание их дочери Катрины, якобы на самом деле предназначались на закупку наркотиков. А прибыль от их продажи, в свою очередь, шла на финансирование партии и всякие "Стратегии-31".
Начался суд, пошли предсказуемые вещи. Анализ телефонных соединений свидетельниц-»нашисток" показал, что их не было на месте закупок. Появились сомнения, что закупки вообще были. Эксперты брянской лаборатории Минюста не опознали в телефонной прослушке голос Таисии. Выяснилось, что при обыске понятые «смотрели только в протокол», пока опера ходили по квартире и "находили" героин. Потом в деле появились документы с фальшивыми подписями.
И совершенно прелестно выступила понятая Маша Шерстнева (представитель «МГЕР»). Она рассказала, что с опером ЦПЭ Савченко, который ведет дело Осиповой, она познакомилась в своем вузе, где он ее отобрал для... выявления политически неблагонадежных студентов, сочувствующих оппозиции.
Но судья бился как лев. Он отказывал во всех ходатайствах - о проведении экспертиз, о вызове свидетелей, о проведении следственного эксперимента. И 29 декабря 2011 года Заднепровский районный суд Смоленска приговорил Осипову к 10 годам тюрьмы за приготовление к сбыту крупного количества героина (9 граммов).
У Таисии Осиповой - сахарный диабет. В СИЗО ей не разрешают иметь глюкометр, ей физически плохо. Но ни состояние здоровья, ни наличие маленького ребенка на приговор не повлияли. Там есть фраза: «...суду не представлено доказательств, подтверждающих нуждаемость Катрины по состоянию ее здоровья в неотлучном постоянном уходе со стороны какого-либо взрослого родственника, а тем более со стороны именно матери ребенка». А Катрине - всего 6 лет...
Дело сдвинулось, когда на встрече со студентами МГУ Дмитрия Медведева спросили, знает ли он об этом деле. Тот ответил: «Реально хранила она наркотики или нет, нужно разобраться». И добавил, что десятилетний срок тюремного заключения для матери с маленьким ребенком, по его мнению, является излишне суровым приговором.
После этих слов приговор отменили. У нас это легко.
- Да, отменили, но с 13 марта процесс возобновился, - сказал мне Сергей Фомченков. - И все может вернуться к тому же сроку. Дело было полностью сфабриковано, оно основывается только на показаниях оперативников. Ни срезов ногтей, ни отпечатков пальцев - ничего в деле нет и не требовалось. И мы думали, что это только Таисии коснулось. Но она сейчас посидела в СИЗО, посмотрела, говорит, что это - конвейер. Дела по наркотикам просто штампуют, приговоры по
9-12 лет...
- Страшно, что в такой ситуации, какая случилась у Таисии Осиповой, может оказаться каждый человек, - говорит адвокат Светлана Сидоркина. - И тут дело не столько в политической составляющей, а в том, какие методы используются для привлечения к уголовной ответственности. Дела по наркотикам очень распространены, они используются в разных ситуациях, схемы по ним отработаны, и оперативники, принимающие участие в этих схемах, чувствуют себя безнаказанными...
И если приговор оставят в силе, Светлана Осипова будет считаться нашим российским наркобароном. Дали ей "десятку"? Дали. За особо крупное количество? Точно. Ну и все, в статистику борьбы с наркоторговлей вошла. Следующий!
ОПГ «роддомовское»
Вот жаль, не спросили Медведева в МГУ про Марию Г. (фамилию родственники просили в газете не называть).
Мария Г., 24 года, Владивосток. Осуждена на 10 лет.
Следствие по ее делу началось, когда она лежала в роддоме на сохранении. Ее обвинили в создании ОПГ. Когда Маша родила, ее не стали задерживать. Но когда дочери исполнился 1 год и 7 месяцев, следствие закончилось, меру пресечения изменили и Марию забрали в СИЗО. Она была беременна вторым ребенком.
Больше Марию не выпустили. Там же на сроке 12 недель ей сделали аборт. Через месяц, в феврале 2011 она была, как и Осипова, приговорена к 10 годам лишения свободы. Ее гражданский муж - к 9 годам, дочь передали органам опеки и попечительства
А осудили Марию за создание ОПГ типа «тамбовских». Следователи рассказывали, что у них был и общак, и тетрадь для записи доходов, и отлаженная схема распространения. В общем - страшное дело, банда. Но никто на суде так не смог доказать: а кто вообще видел ту тетрадь, была ли общая касса, и откуда вообще такие сведения всплыли. Потому что на самом деле там было просто пятеро наркозависимых людей: две супружеские пары и еще одна девушка, у которых при себе было обнаружено гашишное масло. Из них склеили преступную группировку, а глубоко беременную женщину назначили главарем.