Четвертое десятилетие ХХ века стало временем затишья после бурных 1920-х, когда женщины с восторгом принимали все новые идеи модельеров и оригинальные фасоны нарядов.
1930-е годы отличались четкостью линий и отточенностью форм. Главные события мирового масштаба, оказавшие влияние на моду этого периода - Великая депрессия и приближение Второй мировой войны.
В конце третьего - начале четвертого десятилетия под гнетом тяжелых финансовых условий закрылись многие предприятия, в том числе и Дома моды. Свою деятельность завершили такие знаменитые Дома, как «Поль Пуаре», «Дреколль», «Сестры Калло».
Но в то же время, будто вопреки сложившейся ситуации, появлялись новые идеи и фасоны. Уже в начале десятилетия модельеры перестали ориентироваться на старлеток, а идеалом для них стала более зрелая и элегантная женщина.
В 1930-е годы наблюдался прогресс в производстве и распространении массовой одежды: ее качество улучшилось, производство возросло, а в США, где на одежду широкого потребления влиял Голливуд, появились специальные каталоги мод, которые можно было выписать на дом. Юбки, длина которых в 20-е годы достигала лишь колена, с началом кризиса поползли вниз: теперь модельеры шили вещи до середины икры, а то и до щиколоток. Дамы, желая следовать тенденции, пришивали к своим старым юбкам оборки и клинья. В 1929 году Жан Пату предложил женщинам платья с длинными юбками и акцентом на талии, и такая мода получила широкое распространение в странах, которые затронул кризис. Также в это время наметилась еще одна популярная тенденция: широкие плечи у женского платья. Создавать такой силуэт помогали оборки, шарфы, воланы и появившиеся в 1936 году подплечники. Распространенной моделью было черное платье с белым воротничком, к которому дизайнеры возвращались и в последующие годы.
Стремление создавать женские ансамбли, где все предметы были бы выдержаны в одном стиле и схожей расцветке, присущее предыдущему десятилетию, в 30-е годы практически сошло на нет: такая манера одеваться стала слишком затратной.
Вместо этого женщины начали больше внимания уделять аксессуарам, выбирая черные или коричневые сумочки и шляпки в холодное время года и светлые детали - летом. Обувь, перчатки, клатчи и головные уборы, составляющие цельный ансамбль, можно было носить с любым нарядом, с их помощью женщины пытались разнообразить свой гардероб - при массовой безработице аксессуары оставались чуть ли не единственными доступными вещами.
В связи с этим в моде 1930-х годов наблюдалось огромное разнообразие деталей: дамы носили и горжетки, и шейные банты, и меховые воротники, и перчатки разной длины, и сумки-конверты, и шляпы - как крошечные, так и объемные с полями.
Купальные костюмы, появившиеся в 1920-е годы, в следующее десятилетие стали еще более откровенными - теперь женщины вместо трико предпочитали раздельные купальники, чем вызывали недовольство консерваторов. Что касается спортивной одежды, то теперь ее стали называть одеждой для отдыха. Широкое распространение получили шорты, а самым популярным цветом подобных моделей был белый - его предпочитали при пошиве одежды для занятий теннисом, гольфом и парусным спортом. Из тенденций 20-х годов, сохранивших актуальность и в четвертое десятилетие века, - вещи из трикотажа, который по-прежнему использовался при пошиве джемперов, пуловеров, кардиганов, платьев и юбок.
Влияние Голливуда
В период тяжелых финансовых условий люди обратились к развлечению, которое все еще было доступно и могло отвлечь от собственных проблем - кино. Голливудские фильмы и звезды пользовались огромной популярностью и в том числе влияли на моду. «Фабрика грез» устанавливала и стандарты красоты, определяя модные фасоны платьев, прически и даже поведение. Если раньше женщины стремились быть похожими на звезд театра и оперетты, то с появлением звукового кино их внимание переключилось на новый вид искусства.
Настоящими «иконами» времени стали Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Благодаря этим актрисам общество окончательно «смирилось» с брюками как с частью женского гардероба. Одетая в мужской костюм и белую рубашу Марлен Дитрих казалась женским воплощением Дон Жуана, Джоан Кроуфорд олицетворяла образ успешной работающей женщины, а Джин Харлоу казалась зрителям образцом женственности благодаря светлым облегающим атласным платьям.
Появление кинозвезды в наряде того или иного дизайнера сулило ему небывалые продажи, поэтому модельеры соревновались в праве одевать голливудских див. С экрана в жизнь перекочевала и мода на декоративную косметику, химическую завивку и светлые волосы.
Киностудии приглашали для сотрудничества модельеров, которые не просто шили платья для звезд, но стремились создать определенные образы, присущие каждой актрисе. На киностудиях MGM, Paramount и Warner Bros. костюмами звезд занимались Гилберт Адриан, Тревис Бентон, Говард Грир, Уолтер Олли-Келли, Эдит Хед. Их задачей было не просто создать запоминающиеся платья, но сделать из актрис настоящих богинь.
Своей популярностью и званием кумиров десятилетия актрисы были обязаны не столько своей блистательной внешности, сколько умению окружавших их людей скрыть все недостатки и подчеркнуть достоинства так, чтобы земные женщины казались идеальными созданиями. Так, для Нормы Ширер Гилберт Адриан шил платья с завышенной талией, зрительно удлиняющие ее ноги, а для Джоан Кроуфорд придумывали наряды с оборками на рукавах - так можно было скрыть широкие плечи звезды.
То самое белое пышное платье с оборками, в котором Кроуфорд появилась в фильме «Лети Линтон» в 1932 году, вызвало настоящий ажиотаж среди поклонниц актрисы. За несколько дней универмаг «Macy’s» продал полмиллиона копий «киношного» наряда.
«Ни в коем случае нельзя надевать на Гарбо искусственные драгоценности, и не потому, что подделка будет заметна с экрана, а потому что это исказит образ самой Гарбо, изменит ее игру,» - говорил Адриан. «Я облачаюсь в тот или иной туалет не ради собственного удовольствия и не для того, чтобы следовать моде или ловить на себе восхищенные взгляды мужчин. Я стремлюсь создать некий образ. Какой именно? Пожалуй, тот, что впитал в себя все роли, которые я когда-либо играла,» - признавалась Марлен Дитрих. В 1930-е годы была положена традиция сотрудничества именитых кутюрье с крупными киностудиями, которая позже была продолжена Ральфом Лореном, Джорджио Армани и многими модельерами современности.
В период огромной популярности кино стремительно развивалась вечерняя мода: дизайнеры создавали изысканную одежду для торжественных мероприятий. Блузки, юбки, платья, жакеты шили на высоких худощавых женщин. Из материалов предпочитали парчу, гипюр, шелк. Популярны были также вечерние пижамы для выхода.
Стиль «гламур» также возник в 1930-е годы под влиянием Голливуда. В эпоху черно-белого кинематографа эффектности нарядам актрис придавала отделка: стразы, вышивка, блестки, пайетки, меха и перья. Словом, отсутствие цвета щедро компенсировалось обилием сияния, и это усвоили и поклонницы моды. Такой стиль получил распространение не только в США, но и в Европе - во Франции, к примеру, его называли «Одеон». Модельеры шили «кинематографические» вечерние наряды и для обычных женщин.
Такие платья обязательно были длинными, с глубоким декольте или вырезом на спине, обильно декорированные. В них ходили на приемы, в театр и танцевали.
Популярность облегающих вечерних платьев из тонких тканей привела еще к одному изобретению: эластичному нижнему белью. Первопроходцем в производстве этой продукции стала американская фирма Lastex, предложившая женщинам белье с латексом в 1931 году.
Сюрреализм Эльзы Скьяпарелли
Новости глазами женщины