В Осло стартовал судебный процесс над «норвежским стрелком» Андерсом Брейвиком, который обвиняется в организации взрыва в правительственном квартале Осло и стрельбы на острове Утёйя. Подсудимый полностью признает свою причастность к теракту: по его словам, это были необходимые действия
Суд над Андерсом Брейвиком стал одним из самых резонансных процессов последнего времени. Уже в первый день слушания здание суда Осло окружили плотным кольцом сотни людей. Первоначально даже рассматривалась возможность строительства специального зала, который мог бы вместить большую аудиторию: предполагалось, что в слушаниях будут принимать участие участники молодежного лагеря на острове Утейя, ставшие свидетелями стрельбы, а также родственники погибших на острове и в правительственном квартале.
Кроме того, суд вызвал пристальное внимание прессы.
День первый. Прокурор зачитывает обвинение
Утром в понедельник Брейвик был доставлен в здание окружного суда Осло. Обвиняемый приветствовал суд правоэкстремистским жестом, вытянув правую руку, зажатую в кулак. При этом Брейвик заявил, что не признает норвежский суд.
«Я не признаю норвежский суд, поскольку он находится под влиянием политических партий, которые поддерживают мультикультурализм. Я не признаю вас как судью, поскольку вы являетесь подругой сестры Гру Харлем Брундт (бывшая премьер-министр Норвегии, против которой, в частности, был направлен теракт)», - Брейвик.
Прокурор Инга Бейер Энг в течение часа зачитывала полный список жертв. Перечисление имен погибших вызвало у Брейвика улыбку. На вопрос, считает ли он себя виноватым, подсудимый ответил отрицательно.
«Я признаю, что совершал эти действия, но виновным себя не считаю. Это были необходимые действия».
Сильные эмоции у обвиняемого вызвал только пропагандистский видеоролик, который он когда-то выложил в интернет и который стал одним из доказательств обвинения.
День второй. Брейвик выступает с речью
Во вторник, когда слово было предоставлено самому обвиняемому, он заявил о том, что хотел бы прочитать свою речь с листа. Текст Брейвик готовил несколько месяцев в тюрьме. Суд разрешил читать текст - а подсудимый, в свою очередь, также пошел на некоторые уступки. По его словам, он несколько «смягчил тон, поскольку в зале находятся родственники погибших.
В своей речи Брейвик обвинил власти Норвегии в обмане людей и разрушении национальной идентичности норвежцев. Он называл европейскую модель управления страной "разложившейся" и сравнил молодежное крыло рабочей партии страны с организацией "Гитлерюгенд". По его словам, обвиняемый должен был предотвратить наступление мультикультурализма и исламизацию Европы.
"Норвегия не может считаться демократической страной, пока в ней присутствует цензура. Власти обманывают людей. Никто не спросил жителей Норвегии, хотят ли они такого вторжения извне, такой иммиграционной политики, которая нарушает их права, сложившиеся этнические группы, наступает на христианские ценности", - сказал Брейвик, добавив, что Норвегия это "тюрьма, где человек не может свободно высказываться". Я хотел спасти Норвегию от наступления на ее культуру, традиции, ценности».
В заключение Брейвик заявил, что теракт 22 июля был «превентивным нападением», что он действовал в интересах своей страны, культуры и народа, и потребовал оправдать и освободить его.
Судья несколько раз прерывала речь Брейвика, требуя, чтобы он уложился в отведенные 30 минут, однако обвиняемый настаивал на том, что, только дочитав 13-страничную речь до конца, он сможет объяснить, почему он совершил теракт. Во второй половине дня начался допрос подсудимого.
День третий. Допрос. Смертная казнь и «издевки» прокурора
Отвечая на вопросы прокурора, Брейвик заявил, что собирался устроить бойню на ежегодной конференции норвежского Фонда журналистских расследований SKUP в марте 2011 года, однако тогда ему не удалось осуществить задуманное.
Неудачными оказались попытки прокурора выяснить, связан ли подсудимый с правоэкстремистским организациями и их лидерами. На многие вопросы обвиняемый отказался давать ответы. Вместо дачи показаний он пытался пререкаться с прокурором и пропагандировать свои идеи. Брейвику казалось, что прокурор издевается и насмехается над ним, что вызвало его сильное раздражение.
«Я надеюсь, что вы будете уделять меньше времени насмешкам, говорить о деле и не переходить на личности», - заявил он прокурору.
Обвиняемый также заявил, что считает максимальный срок по его статье в 21 год «смехотворным» и что в его ситуации следовало бы назначить наказание в виде смертной казни.
По словам Брейвика, в его деле может быть два логических завершения - освобождение или смертная казнь. На вопрос прокурора, считает ли он, что в Норвегии следовало бы ввести смертную казнь для такого случая, как дело его самого, Брейвик ответил: «Это было бы правильно с разных точек зрения. Если говорить об уголовном деле, таком, как это, существуют только два возможных его завершения. Я рассматриваю срок в 21 год как довольно скромное наказание».
По словам обвиняемого, он жаждет смертной казни, так как, в случае её исполнения «в глазах многих людей выглядел бы мучеником».
Между тем в обществе
Суд над террористом взбудоражил мировую общественность. Как сообщили норвежские СМИ, первый день судебного заседания общественная телерадиокомпания Норвегии транслировала практически полностью. Однако во второй день суда выступление Брейвика, длившееся 75 минут вместо положенных 30, судья транслировать запретила. Все пять дней, которые, по плану, будет длиться допрос, следить за событиями в зале суда можно только по твитт-репортажам журналистов, допущенных на процесс.
Это решение было принято незадолго до начала процесса и вызвало протесты в журналистской среде. Несмотря на то, что половина жителей страны считают запрет суда на прямую трансляцию выступления и допроса Андерса Брейвика в суде правильным, с другой стороны каждый третий норвежец предпочел бы слушать в прямом эфире показания обвиняемого в терроризме Андерса Брейвика на процессе.
День четвертый. Допрос. Имена для оружия и главные цели теракта
В четверг перекрестный допрос продолжился. Одним из основных вопросов расследования теракта являлся способ и место приобретения Брейвиком оружия, которое было у него найдено во время ареста.
В ходе допроса Брейвик рассказал, что приобрести оружие в Норвегии легально крайне трудно, и ему пришлось вступить в стрелковый клуб, членство в котором давало возможность покупать оружие и тренироваться в стрельбе.
Каждой единице оружия Брейвик дал имя, пояснив, что такая традиция существовала у скандинавских викингов и у многих других воинственных народов.
Глок (пистолет) я назвал Мйолнером (Mjolner) - так назывался молот бога Тура, а автомобиль получил имя Слейпнер по кличке восьминогого коня бога Одина. Имена были написаны рунами, - рассказал террорист.
Также выяснились новые подробности о том, кто же являлся главной целью Брейвика. Как оказалось, главной задачей террорист считал атаку на политическую элиту в один из пяти дней, которые продолжалось собрание на острове. В первый день его должна была посетить комментатор газеты «Дагбладет» Марте Мишелет. На следующий день - министр иностранных дел Йонас Гар Стере, затем бывшая премьер-министр Гру Харлем Брундланд. Затем должен был приехать премьер-министр.
«Я не планировал расстрелять 69 человек, я хотел убить всех, используя воду как оружие массового поражения», - сказал Брейвик. В тот момент он предполагал, что многие молодые люди просто утонут от смертельного страха.
Он также пояснил, что предполагал взорвать две бомбы по тонне каждая, вес третьей должен был составить 500 килограммов.
Рассказывая о своих дальнейших планах, Брейвик сообщил, что, если бы ему удалось выжить во время трех взрывов, что, по его мнению, было практически невозможно, он бы отправился в центр города и начал бы расстреливать прохожих.
«Я бы попытался казнить как можно больше людей», - сказал он.
Продолжение следует (всего допрос «норвежского стрелка» будет продолжаться около пяти дней).