По мнению академика ДВО РАН, демографический прогноз для территории зависит от качества программ развития и интенсивности миграционного потока
Владивосток, 19 апреля, PrimaMedia.
Разговоры о депопуляции Дальнего Востока беспочвенны, поскольку демографический прогноз для территории связан с реализацией тех или иных экономических программ развития, которые способны привлечь в регион достаточное количество трудовых ресурсов. Об этом корр. РИА PrimaMedia сказал директор Института экономического развития ДВО РАН, академик Павел Минакир.
- Павел Александрович, каковы долгосрочные демографические прогнозы для Дальнего Востока?
- Мне известны три прогнозные оценки населения Дальнего Востока к 2050 году. Одна из них предполагает, что к этой дате на Дальнем Востоке будет проживать около 5 млн человек. Скажу откровенно, эта цифра сильно разозлила меня, поскольку при ее определении учитывались только чисто демографические показатели, такие, как рождаемость и смертность, но не учитывались миграционные процессы.
По прогнозам нашей экспертной группы при значимой миграции население Дальнего Востока к 2050 году моет составить от 7 до 8,2 млн человек.
- То есть, все разговоры о депопуляции Дальнего Востока беспочвенны?
- Конечно. Мы не должны при обсуждении этой темы пытаться выдерживать паритет с Китаем. В этом случае, чтобы достичь равновесия, надо либо всю Россию переселить на берега Амура, либо переместить в Россию все население северо-восточного Китая. Мировой опыт показывает: когда есть спрос на рабочую силу, появляется и предложение.
С экономической точки зрения качественная программа развития территории насыщается более трудоемкими проектами, которые, в свою очередь, привлекают трудовые ресурсы, в том числе мигрантов.
Главное - выбрать подходящий режим миграции.
- И каковы же эти режимы?
- Надо определить, будет ли это внешний или внутренний миграционный поток. Одно дело запустить на Дальний Восток китайцев или корейцев, чтобы они жили своей жизнью, работали и хорошо себя вели. Другое дело, кода мы говорим, что нужна полная интеграция мигрантов в культурное, языковое, законодательное, этническое пространство. Хотите жить здесь - станьте такими как мы. Мы видим что, происходит в Европе, и не будем повторять их ошибок.
- Насколько велики у правительства России возможности управления миграционным потоком?
- Этот вопрос запоздал, за нас уже давно все выбрали, и у нас нет альтернативы. Конечно, мы можем превратить себя в Северную Корею и закрыть границы, но истина заключается в том, что ни Россия, ни какая-либо другая, даже самая мощная, страна в мире уже не может существовать автономно. Чтобы развиваться и улучшать качество собственного бытия, мы обречены работать в одной системе, искать компромиссы и разумные коалиции. С этой точки зрения надо относиться и к миграционной ситуации.
Хотим мы или не хотим, мы все равно находимся в миграционном потоке. Этот процесс остановить нельзя, это как вода, которая все равно находит лазейки.
Как разумные люди мы должны понять, что такова объективная реальность, но надо ее организовать, чтобы уменьшить для себя возможные риски. Главное, чему нужно научиться, это регулировать процессы по правилам, а не по понятиям.
- Чем, по вашему мнению, отличаются эти категории?
- Различие между регулированием миграционных процессов по правилам и по понятиям очень тонкое. Если правила распространяются всегда и на всех - это правила. Если правила распространяются лишь в определенной мере, иногда и на некоторых - это понятия. Пока что мы в России ведем свою миграционную политику по понятиям.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, академик Павел Минакир выступил с докладом о развитии экономики Дальнего Востока до 2050 года на заседании комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания Приморского края.