Чтобы официально зарабатывать на жизнь в России, трудовым мигрантам придётся пройти у себя на родине серьёзное обучение и сдать ряд экзаменов не только на владение профессией, но и на знание русского языка.
В противном случае устроиться на работу они не смогут. Пилотный проект по обучению граждан, приехавших из-за рубежа, уже готов к реализации в Федеральной миграционной службе. Экспертное мнение об образовательном эксперименте для мигрантов собрал корреспондент «Вестей ФМ» Алексей Чесноков.
Слово «выгода» для большинства работодателей опережает понятия качества и безопасности. Люди приезжие, как известно, за свой труд много не просят. Но и хорошей квалификацией часто не отличаются. Плюс языковый барьер. Последние ЧП на столичных рынках и стройках показали, их причиной стали нелегалы и гастарбайтеры.
В миграционной службе профессиональный уровень иностранцев решили повысить. В недалёком будущем, чтобы претендовать на рабочее место, одного пакета документов и разрешений окажется недостаточно. Нужно будет ещё сдать экзамены, главный среди которых на знание русского языка.
По всей видимости, он будет похож на американский TOEFL - тест, который обязательно проходят все граждане, прибывающие на работу в США. Положительную оценку эксперименту ФМС даёт заместитель аналитического управления Аппарата уполномоченного по правам человека в России Сергей Ягодин.
«Конечно, эта программа необходима. Если мы заинтересованы в притоке мигрантов из-за рубежа, то, прежде всего, - это должны быть более качественные мигранты, чем те которые находятся в настоящее время в Москве, в России в целом. Это должны быть квалифицированные, то есть профессионально подготовленные. И, безусловно, на бытовом уровне они должны нормально общаться по-русски», - говорит Ягодин.
Раз уж мигранты стали неотъемлемой частью российской экономики, то обучать их будут с учётом её потребностей. Сейчас стране нужны токари, слесари, сварщики и строители. Пока осваивать азы профессии и русского языка они будут централизовано - на базе двух профессионально-технических училищ. В Таджикистане это ПТУ в Душанбе и в Киргизии - профлицей в городе Ош.
Первый десант обученных иностранцев высадится в России уже в мае. Предполагается, что обучение будет проходить за счёт иностранцев. Ряд экспертов отмечает, это может породить двойной уровень коррупции. Ведь платить за право работать в России им придётся дважды. Сергей Ягодин считает, что в перспективе к реализации проекта должны подключиться и коммерческие структуры - ведь именно они больше всех заинтересованы в квалифицированных кадрах.
«Если это за счёт налогоплательщиков российских, то это один вопрос. На мой взгляд, было бы правильно подключить государственные структуры, коммерческие структуры, которые заинтересованы в привлечении мигрантов и намерены использовать эту рабочую силу на территории России», - добавляет Ягодин.
Лучших выпускников-гастарбайтеров обещают трудоустроить. Правда, только в определённые регионы. Авторы эксперимента считают, хорошо, если трудовые мигранты будут жить в конкретных областях. Это позволит держать их под присмотром и защищать от произвола чиновников и криминальных структур. Как отмечает руководитель центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева, многим из них это просто необходимо.
«Сейчас приезжает молодняк, который ни здесь не имеет защиты и ещё уходит из-под контроля своего государства и родителей. Попадает в такие ситуации, что его надо спасать. Потому что он ещё не настолько зрелый», - отмечает Джураева.
По официальным данным ежегодно 14 миллионов иностранцев приезжает в Россию в поисках работы. География - весь мир. Но подавляющее большинство из стран СНГ. Таджиков и узбеков, плохо говорящих по-русски, можно встретить практически везде. Это основное сырьё для работодателей, с которым, в случае чего, расстаться не жалко. Но, Гавхар Джураева подчёркивает, среди приезжих немало специалистов с большой буквы.
«Есть те, которые давно приехали, адаптировались, хорошо знают язык. Они работают врачами, учителями. Даже в Сколково есть люди с очень высокими профессиональными и адаптационными навыками. Следующая ступенька чуть тяжелее. А наш центр занимается теми, кто в самом низу. То есть к нам обращаются самые бесправные трудовые мигранты - это те, которые выполняют самую тяжёлую работу в России», - объясняет Джураева.
Экономический эффект от такого образовательного эксперимента почувствуется спустя время. Руководство Федеральной миграционной службы свою позицию обозначило чётко: иностранный рабочий должен хорошо владеть не только профессией, но и русским языком.