ОБНИНСК (Калужская обл.), 11 апреля. (АРМС-ТАСС). Перспективная ракета-носитель (РН) тяжелого класса «Ангара» будет производиться с широким использованием полимерных композиционных материалов (КМ)
Об этом сообщил сегодня журналистам генеральный директор Обнинского научно-производственного предприятия (ОНПП) «Технология» Олег Комиссар на пресс-туре, организованном в преддверии Дня космонавтики в Обнинск.
«В "Ангаре" доля композитов будет на 20 проц. выше, чем в "Протоне-М", - сказал он. - Примерно в два раза будут улучшены свойства материалов».
Увеличение доли КМ в конструкции носителей и космических аппаратов Комиссар назвал «устойчивой тенденцией современности». «Композиты - это и отличные функциональные свойства, и колоссальное снижение массы», - уточнил он. Стоимость доставки на орбиту 1 кг полезного груза составляет, по его словам, «порядка 20 тыс. дол, поэтому экономия даже 10 г способствует снижению стоимости запуска и эксплуатации». «Углепластик это позволяет сделать», - отметил глава предприятия, уточнив, что по сравнению с алюминием плотность углепластика почти в два раза меньше, он легкий и при этом прочный как сталь.
«В ракетах-носителях "Протон-М" и "Ангара" вся головная часть, все верхние отсеки полностью выполнены из углепластика», - подчеркнул Комиссар. По его оценке, композитные оболочки выполняют роль акустической защиты для полезного груза, потому что при старте РН идет очень мощное акустическое воздействие порядка 100 дБ, а космический аппарат очень хрупок.
«Так, при использовании в оболочках головных обтекателей алюминия и стеклопластика, для акустической защиты аппарата внутри вешают маты толщиной полметра, которые повышают массу и уменьшают пространство для полезного груза, - пояснил Комиссар. - А это не очень хорошо».
Он сообщил, что Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева совместно с ОНПП «Технология» ведёт проработку новых обтекателей для РН тяжелого класса, увеличенных диаметров. «Это перспективное направление нашего развития, я думаю, через год-два мы перейдем на более крупногабаритные», - подчеркнул Комиссар.
Он уточнил, что в настоящее время диаметр обтекателей составляет около 4 м, а новый обтекатель будет диаметром 5 м. «Это новое поколение, это новый полезный груз, потому что нынешние обтекатели обеспечивают выведение на орбиту шеститонного полезного груза, а новые тонн восемь позволят вывести», - отметил глава предприятия.
Гендиректор также сообщил, что у современных КА доля полимерных КМ составляет не менее трети от общей массы конструкции. «Например, аппарат "Спектр-Р", имеет 10-метровую антенную чашу, - сказал Комиссар. - Если ее целиком сделать из металла, то она будет коробиться от перепада температур и не сможет принимать сигнал. Поэтому применяют углепластик, карбон».
Специалисты, по его словам, могут так подобрать структуру карбона, что коэффициент расширения у него будет нулевой, и при любом перепаде температур такая деталь не изменится в размерах ни на миллиметр. «В этом особенность размеростабильной конструкции, - цитирует Комиссара ИТАР-ТАСС. - Мы это направление по космосу начали в девяностых годах, и на сегодня мы лидеры, крупнейшие разработчики и производители размеростабильных конструкций для всех отечественных космических аппаратов».