Китай, несмотря на бурный рост экономики, остался страной подделок. Сколько бы денег не было у новых китайских богачей, потратить их на действительно качественную вещь в стране сложно.
Своим опытом в блоге Beyond the BRICS газеты Financial Times делится экономист Анди Шии, работающий в Шанхае.
Прошлый новый год он встретил в одном из пабов Шанхая. После выпитого ему нестерпимо захотелось выкурить хорошую сигару, но в пабе их не продавали. Официантка посоветовала обратиться к уличному торговцу. Тот - мигрант среднего возраста - действительно дежурил у паба. Сигарами был обвешан весь его велосипед - получилась мобильная витрина, правда, мало напоминавшая сигарный шкаф. Торговец заверил Шии, что все сигары - кубинские, хотя в этом обмане и не было надобности. Стоили они при этом всего в два раза дешевле, чем в Гонконге. «Конечно же сигары на вкус были совсем не кубинские», - подводит итог своему новогоднему приключению Шии.
К его удивлению на те же самые сигары он наткнулся в новом сигарном магазине в центре Пекина. Стеллажи заполняли магазин от пола до самого потолка. Это был товар явно от того же «производителя», что и уличного торговца в Шанхае. Через несколько дней Шии еще раз попытался найти настоящую кубинскую сигару в Китае. В дорогом пятизвездочном отеле, где он остановился, был эксклюзивный сигарный бутик. Там продавались все те же сигары незабываемого вкуса и запаха.
«В Китае вы можете иметь деньги, - подводит итог Шии. - Но когда речь заходит о "дольче вита", то вы выпиваете бутылку вина "премьер гран крю Laffite", ну или Lafitte (вместо знаменитого французского Lafite) и выкуриваете поддельную кубинскую сигару в надежде, что ни то, ни другое не отравлено».
Экономика Китая по-прежнему полностью зависит от подделок. В этот бизнес вовлечены талантливые предприниматели, дорогие рестораны и отели. Этот бизнес настолько огромен и сложен, что значительная часть того хорошего, что есть в Китае, тоже вовлечена в него, пишет экономист. Быть нелегальным бизнес заставляет сама структура китайской экономики.
- Китайское телевидение культивирует образ богатых и успешных китайцев: дорогие рестораны, хорошее вино. Но настоящие миллионеры и миллиардеры мало понимают в этом.
- Именно миллиардеры, появившиеся в Китае на волне экономического роста, и обеспечивают спрос на подделки. Их требования легко удовлетворить. Дорогое вино они пьют из горла.
- Подделывают и дорогое иностранное вино, и местное вино - его заменяют на дешевое чилийское, привезенное в пластмассовых бочках. Бизнесу неважно, что подделывать, важно, чтобы это приносило прибыль.
- Китайцы уже настолько привыкли к поддельным вещам, что оригиналы могут показаться им смешными. Некоторые китайцы сочтут верным утверждение, что «кубинские сигары всегда производились в Китае».
- Само правительство заботится лишь о росте ВВП и привлечении инвестиций - это создает избыточные мощности во всех сферах. Это порождает коррупцию и спекуляции, бизнес невозможно вести без связей с властями. Все это давит на предпринимателей, они заботятся только о валовом росте, а товары часто производятся на склад.
- На этом фоне производить фальшивки выгодно - они пользуются спросом из-за своей цены, это быстрый способ разбогатеть. Сами производители фальшивок их же и потребляют.
- Изменить ситуацию в условиях государственной экономики невозможно, уверен Шии. Решать, как распределять ресурсы, должен рынок, и рынок должен быть открыт. Только тогда появятся уникальные китайские бренды и технологии.
Китайское правительство все это понимает. И не только понимает, но и уже начинает реформы, которые ограничат его, правительства, влияние на экономику. Писал план реформ главный экономист Всемирного банка Джастин Лин. В своей лекции в Высшей школе экономики в Москве, он описал, как Китай пройдет путь от собственного закрытого мира, имитирующего мир вокруг и живущего поставками дешевого товара на экспорт, к экономике, ориентированной на внутреннее потребление. Потребление без обмана.