Участники заседания комиссии по культуре Общественной палаты России призвали московские власти организовать специальное отделение полиции и прокуратуры, которые бы следили исключительно за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия.
Предполагается, что такая мера в состоянии сделать так, чтобы длинный список архитектурных потерь Москвы более не пополнялся. С комментариями для «Вестей ФМ» - член Общественной палаты России, координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов.
«Вести ФМ»: Расскажите нам, пожалуйста, что скрывается за таким красивым сочетанием слов «архитектурная полиция»? Что будут делать эти сотрудники, если, предположим, подразделение будет создано?
Михайлов: Давайте для точности: призыв создать такие специализированные органы, группы и подразделения в органах прокуратуры и полиции исходил не от членов комиссии Общественной палаты, а от участников слушаний по градостроительной политике. Там участвовали члены комиссии, эксперты и члены других комиссий. Значит, что касается самого предложения: оно вызвано к жизни неким печальным опытом, который свидетельствует, что у нас в городе отсутствует механизм оперативного и, скажем так, силового предотвращения законодательства о культурном наследии. Мы проходили это многократно: замечены какие-то незаконные, несанкционированные работы, наносится ущерб памятнику, приходят участники общественных движений, приходят официальные представители департамента культурного наследия Москвы, указывают на недопустимость этих работ, заявляют предписания об их остановке. Но работа продолжаются недобросовестными застройщиками, арендаторами или пользователями.
Так как Мосгорнаследие у нас орган официальный, но не силовой, у него нет в арсенале ни наручников, ни автоматчиков, то для остановки этих работ мы вынуждены обращаться к помощи правоохранительных органов, в первую очередь, полиции. И вот я многократно был свидетелем этих сцен, когда приходит участковый, приходят сотрудники патрульно-постовой службы, они, что называется, не в теме, и многим приходится объяснять с самого нуля, что есть такие объекты культурного наследия, что такие-то законы существуют, которые их охраняют, такие-то нормативные акты. И очень часто единственное, чего они могут добиться, - это остановить какие-то незаконные работы на какое-то время. Как только сотрудники полиции уезжают, все продолжается. А иногда даже они предпочитают не вмешиваться, потому что не очень понимают, на каком основании они должны вмешиваться. Потом уже, впоследствии, предъявляются какие-то административные штрафы, открываются уголовные дела, как это было с домом Быкова на 2-й Брестской улице, но это все впоследствии, а ущерб памятнику успевают нанести очень существенный.
Поэтому мы считаем, что необходимы специализированные подразделения и в органах полиции, и в прокуратуре, которые бы занимались этой темой вплотную, знали все законодательные акты и нормативы на этот счет, отвечали бы за соблюдение законодательства именно в этой сфере.