А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.

Российская экономика пойдет по пути Китая

Главный экономист Всемирного банка Джастин Лин: России под силу повторить рывок китайской экономики, темпы роста которой в ближайшие 20 лет останутся на уровне 8%. Главное - не пытаться переделать все и сразу: отсталые отрасли промышленности надо защищать, а конкурентные - развивать

Москва. 3 апреля. FINMARKET.RU - Лекцию о том, что такое «китайское чудо», и как оно было произведено, Джастин Ифу Лин прочел сегодня на международной конференции Высшей школы экономики. Россия вполне способна повторить успех китайской экономики, считает главный экономист ВБ, если будет защищать крупные, пусть и неконкурентоспособные, производства и одновременно инвестировать в отрасли, которые составляют конкурентное преимущество страны. Так можно будет избежать социального взрыва и достигнуть высоких темпов экономического роста.

«В 1949 году Китай стал социалистической страной, но в последующие 30 лет экономика страны росла сравнительно медленно. Тогда Китай ставил перед собой слишком амбициозные и малодостижимые цели, например, обогнать Великобританию в течение 10 лет и США в течение 15 лет. Тогда они сделали ставку на развитие отраслей, которые, по мнению лидеров, вывели бы Китай на один уровень с Великобританией и США - это были современные промышленные отрасли, требующие больших вложений капитала. Для развития промышленности необходимо было идти на большие издержки. При этом сам Китай был отсталой аграрной страной, а лишних средств у него не было. Подобное развитие рассматривалось как гарантия национальной безопасности. Однако эти отрасли промышленности оказались неконкурентоспособными и долгосрочного развития Китая обеспечить не смогли.

Однако благодаря государственной поддержке и субсидиям Китай смог сформировать сектор тяжелой промышленности, правда, в условиях свободного рынка она бы не выдержала конкуренции. Хотя результаты в некоторые отраслях были впечатляющими. Например, в 1960-е годы Китай заявил о программе освоения космоса, а в 1970-х годах запустил свой спутник Земли.

Эта политика привела к тому, что отраслям, в которых Китай имел конкурентное преимущество, например, сельскому хозяйству внимание практически не уделялось. В промышленных секторах начали возникать монополии. Стимулы для повышения конкуренции и эффективности исчезли.

В 1979 году правительство страны взяло курс на рыночные реформы экономики. Тогда же начали и развиваться отрасли, которые отвечают конкурентным преимуществам страны, - сельское хозяйство, легкая промышленность. Они как раз оказались конкурентными не только на внутреннем рынке, но и в мире. Именно эти отрасли начали расти наиболее быстро - в них началось накопление капитала. За счет этих средств во многом была модернизирована промышленность страны. Китай на фоне остальных стран выиграл от своей отсталости.

При этом экономика СССР и других социалистических стран страдали от тех же проблем, что и Китай. Они также развивали капиталоемкие отрасли промышленности, тем самым искажая собственную экономику. Именно эти дисбалансы в итоге и привели к кризису в странах соцлагеря. Тем более, они начали проводить реформы рыночного характера, некоторые из которых лишь усилили кризис. В 60-70е годы многие развивающиеся страны росли намного быстрее, чем в 80-90е годы. Не было стабильности и в их экономиках: в этот период произошло намного больше кризисов, чем в предыдущие 20 лет. С похожими проблемами сталкивался и Китай, но решал их иначе.

Развивающиеся страны пошли неправильным путем реформ. Вашингтонский консенсус (тип макроэкономической политики, который в 1989 году был сформулирован и рекомендован руководством МВФ и Всемирного банка к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис) подразумевал приватизацию, свободный доступ капитала и торговли, переход к рыночной системе. Предполагалось, что механизмы рынка улучшат распределение ресурсов в экономике и искажения исчезнут. Однако подобные рыночные реформы могли привести и приводили экономики многих развивающихся стран к банкротству. Многие страны, пошедшие по пути Вашингтонского консенсуса, столкнулись с кризисами и социальными проблемами. Именно из-за этого в 1990-е годы ситуация во многих странах была намного хуже, чем в 1980-е годы.

В Китае, наоборот, правительство осознало, что ряд отраслей промышленности без государственной поддержки исчезнет. Поэтому субсидии для них были сохранены. Но при этом государство начало стимулировать развитие легкой промышленности и сельского хозяйства. Эти и другие новые отрасли начали быстро расти и получать все больше доходов. Доходы от развивающихся отраслей улучшили положение в старых отраслях промышленности. Китай, таким образом, смог сформировать рыночную экономику при сохранении старых отраслей.

Однако это развитие привело к формированию дисбалансов в экономике:

Во-первых, это неравенство по доходам. До перехода к быстрому экономическому росту в 1970-х годах неравенство было невысоким - коэффициент Джинни составлял 0,3. Но за годы промышленного роста оно сильно увеличилось: сейчас коэффициент Джинни 0,45. Малоимущие не смогли в достаточной степени улучшить свое положение.

Во-вторых, доля потребления сократилось с 60% ВВП в 1960-х годах до 30% ВВП сейчас. А норма сбережения и у домохозяйств и у корпоративного сектора - 20%, а у государства - 10%. То есть потребление снижается, а уровень сбережений растет.

В-третьих, у Китая огромное положительное сальдо торгового баланса, провоцирующее накопление валютных резервов, а это привлекает к Китаю слишком много внимания.

Китай демонстрирует двузначные темпы роста уже более 10 лет. В истории не было другой страны, которая росла так же быстро и так же долго. Если удастся решить структурные проблемы, то Китай сможет сохранить рост в 8% на ближайшие 20 лет. Это оценка исходит из технологического разрыва между Китаем и развитыми странами, а также из разрыва в доходах на душу населения. Китай должен завершить свой переход в категорию развитых стран

У других развивающихся стран, в том числе и России, также есть возможность поддержать рост на уровне 7-8%. Но для этого она должна воспользоваться опытом Китая: защищать внутренние производства и при этом развивать конкурентоспособные отрасли. Это поможет воспользоваться "выгодой от отсталости", накопить капитал, необходимый для дальнейшего развития. Тем более, по этому пути когда-то шли и сегодняшние развитые страны, например, Франция, Германия и США в XIX веке.

Этот рецепт подходит и для страны богатой природными ресурсами, ведь они остаются ее конкурентными преимуществами. Важно, однако, избежать "ресурсного проклятья": для этого нужно бороться с коррупцией и стремлением некоторых людей использовать природную ренту в собственных целях, а также грамотно управлять ресурсами».