В поисках дешевой рабочей силы западные компании постепенно переводят производство в республику
Хынчешты, 1 апреля. Молдову смело можно назвать республикой, где шьются мировые бренды. И здесь нет никакого преувеличения. Versace, Dolce&Gabbana, Armani...
Оказывается, наряды «от кутюр» шьют на молдавских фабриках. Но в закрытом режиме и на экспорт. Корреспондент МТРК «Мир» Ирина Пивоварова решила понять, почему производители знаменитых марок открывают новые цеха и швейные производства в заброшенных зданиях молдавских городов.
До начала 90-х центром легкой промышленности считалась Италия. Потом он сместился в страны центральной Европы - Польшу и Чехию. Когда и там подорожало производство - работу перевели в Румынию и Болгарию. А теперь пошив брендовых вещей осваивают Молдова и Украина.
В бывшем универмаге города Хынчешты, на фасаде которого еще сохранились панно в стиле соцреализма, шьют известный западный бренд - Benetton здесь появился прошлым летом. Урбанова Лариса о существовании этой фирмы узнала, когда устроилась сюда на работу. И теперь мечтает хоть на минутку заглянуть в фирменный магазин. «Кончено, хочется посмотреть. У нас в Хынчешты их не было. В Кишинев нужно было ехать», - признается она.
Рукава, перед и спинку для бенеттоновских свитеров вяжут в соседней Румынии. Хынчештские мастерицы лишь сшивают детали, а заодно пришивают этикетку: «сделано в Молдове». Высокие стопки с трикотажем потом опять отправят за границу. Там свитера и джемперы доведут до нужной кондиции: пришьют фирменный лейбл, постирают, погладят и упакуют.
«Наши инвесторы итальянцы. Сначала думали открыть производство на Украине, но я их убедил, чтобы они пришли в Молдову. Это была случайность. Я пять лет проработал в этой сфере в Румынии. Там мы и познакомились», - рассказывает директор швейного предприятия Сергей Малай.
В поисках дешевой рабочей силы западные компании постепенно переводят производство. До начала 90-х центром легкой промышленности считалась Италия. Потом он сместился в страны центральной Европы - Польшу и Чехию. Когда и там подорожало производство - работу перевели в Румынию и Болгарию. А теперь пошив брендовых вещей осваивают Молдова и Украина.
Компания Малая стремится доказать своим заказчикам, что в Молдове умеют работать. Как говорит директор, имидж надо укреплять, ведь предприятие находится в конкуренции с другим производством в Румынии, Сербии, Хорватии.
«Если мы не будем справляться, оно уйдет в эти страны. Поэтому конкуренция заставляет нас совершенствоваться», - говорит Малай.
Система Лон - это когда на предприятие привозят выкройки, ткани, нитки, а заказывают рабочую силу. Этот принцип в своем время помог легкой промышленности страны удержаться на плаву. А швеи сегодня - самая востребованная специальность в Молдове. Бренды шьют по всей стране.
Начальник отдела внешнеэкономических связей Валентина Пилипович может долго перечислять бренды, с которыми сотрудничает или раньше работала эта молдавская фабрика. Здесь западные технологии, а вот сырье известные заказчики ищут, где подешевле.
«Ткани могут быть из Инди или из Турции. На мой взгляд, это не означает, что они худшего качества. Все эти ткани проходят сертификацию, проходят контроль качества», - рассуждает Пилипович.
На фабрике работает две тысячи человек. Получают молдавские швеи по европейским меркам немного, в среднем 200-300 евро. Месячной зарплаты хватит разве что на пару приличных пиджаков. Но мастерицы не расстраиваются. Это почетно - шить для знаменитых компаний.
«Мы стараемся выполнять свою работу качественно, так чтобы заказчик был доволен. А себе одежду покупаю в недорогих магазинах. Или шью ее сама», - рассказывает швея Анжелла.
Европейским лидерам по производству обуви тоже приглянулась Молдова. Немецкая фирма Rieker уже 9 лет сотрудничает с этой фабрикой, привозят в страну абсолютно все: от описания модели до самой маленькой иголки. Этикетку «сделано в Молдове» здесь не ставят.
«Они хотят, чтобы их продукт выходил под именем Rieker. Не важно, где это произведено Это может быть в Китае, Индии, Тунисе, Морокко. То есть бренд немецкий, качество немецкое, уровень немецкий - не зачем клиенту знать, где производится. Оно везде производится одинаково», - рассказывает координатор проект Александр Бурдельный.
Обувная фабрика Ionel работает сразу с несколькими западными компаниями. Фирма Ara тоже известна качеством и практичностью. «Планируем до конца года повысить объем производства до двух тысяч пар в день, сейчас производим в среднем полторы», - рассказывает координатор Алена Бексиву. Сейчас здесь заканчивают летнюю коллекцию. И совсем скоро перейдут к осенне-зимнему сезону 2012.
Каждый участок работы от раскроя до пошива проходит контроль качества. Представитель Ara Живойн Вукайлович в Молдове уже восьмой месяц. На профессионализм молдавских рабочих особо не жалуется. «Надо еще выучить нашу технологию. Но я увидел здесь большой потенциал», - говорит он.
Все, что сделано в Молдове, отправляется сразу на Запад. В молдавские бутики фирменная одежда, конечно, попадает. Но с учетом таможенных пошлин. И бирки «сделано в Молдове» в кишиневских магазинах пока никто не встречал.
Новости глазами женщины