А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
«Ежедневник» провел исследование частного бизнеса Беларуси и обозначил самые успешные семейные бизнес-структуры. Белорусский частный бизнес, зарождение которого приходится на конец 1980-х - начало 1990-х годов прошлого столетия, еще относительно молод. История серьезных, сложившихся компаний насчитывает в среднем 15 лет, в очень редких случаях она выходит за 20-летний рубеж.
Большинством из этих компаний по-прежнему руководят те, кто, когда-то, бросив советские заводы, институтские лаборатории и комсомольские билеты, сначала пытался заработать себе и своей семье на жизнь, а когда получилось, решил задержаться в бизнесе. Некоторые уверены, что это на всю жизнь, потому что по-другому не умеют и не хотят. Некоторые изначально стараются достичь определенного уровня капитализации бизнеса, продажа которого должна гарантировать им и их близким долгую и спокойную жизнь рантье.
Но как в первом, так и во втором случае нужно работать не покладая рук. Неразвитость в стране фондового рынка предопределила некоторые рамки достижения успеха в белорусском бизнесе. Так, в Беларуси нет настоящих, по западному образцу, публичных компаний. И поэтому практически весь крупный частный бизнес здесь делается по-семейному. Мужья-жены, братья-сестры как совладельцы тех или иных активов и управляющие менеджеры в компаниях - это очень распространенное явление. В последние годы в бизнес стремительно вливается подросшее и получившее современное (нередко западное) экономическое образование новое поколение - дети бизнесменов. Этот процесс пока не принял повального характера, но уже можно говорить о формировании в Беларуси предпринимательских династий.
В этом материале мы выделили наиболее яркие белорусские семейные бизнес-династии, сложившиеся в последние годы.
Заслуженные водочники страны
У этой семьи есть интересы и в частном бизнесе, но больше она известна как династия топ-менеджеров. Многие даже назовут ее самой знаменитой династией в Беларуси. Ведь речь идет о фамилии Белко, которая уже на протяжении более тридцати лет (еще с советских времен), теперь во втором поколении, управляет крупнейшими ликеро-водочными заводами страны.
В 1990-х годах старшие представители семьи, родные братья Николай Трофимович и Василий Трофимович Белко, образовывали так называемое большое «3Б» в водочной отрасли на пространстве бывшего СССР. «3Б» - так называли директорский триумвират братьев Белко и тогдашнего директора Климовичского ЛВЗ Белоусова.
Старший из Белко, Николай Трофимович еще с советских времен возглавлял крупнейшее предприятие отрасли - Минское областное объединение крахмальной промышленности «Кристалл». В ее состав входил Минский ликеро-водочный завод «Кристалл». Еще при Станиславе Шушкевиче минский Белко получил почетное звание «Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь».
Кресло директора «Кристалла» известный на все СНГ водочник покинул в 2001 году - в 68-летнем возрасте.Его родной брат и в известной степени конкурент, генеральный директор Брестского ЛВЗ Василий Белко, ушел с завода тоже в достаточно зрелом возрасте - в 67 лет. Это случилось совсем недавно - в 2009 году. А возглавлял брестскую «ликерку» Василий Трофимович не много не мало - с 1992 года. Такое же, как у брата, почетное звание «Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь» ему присваивал уже Александр Лукашенко - в 1998 году. Василий Белко знаменит не менее своего старшего брата. У брестских водочников существует два варианта расшифровки бренда, созданного для Брестского ЛВЗ, - «Белалко». Один из них официальный - «Белорусский алкоголь», другой неофициальный - «Белко-алкоголь». Василий Трофимович увековечил свой род и в названии фирменного бара завода - «У Василя».
Род Белко в водке укоренился, судя по всему, надолго. Этим летом генеральным директором Климовичского ЛВЗ был назначен Николай Белко-младший - сын бывшего директора «Минск-Кристалла». До своего назначения Белко-младший, кстати, работал в должности первого заместителя генерального директора на бывшем «дядином» предприятии в Бресте, а до этого - на заводе «Аквадив», который в начале 1990-х годов в виде СП создавал его отец.
Пивное наследство
Николая Дудко и его сестру Надежду Нелюбову, которые являются акционерами ОАО «Пивзавод "Оливария", пойти в бизнес вынудила трагическая смерть их матери и основательницы этого бизнеса Тамары Дудко.
Тамара Дудко - одна из самых заметных фигур белорусского общества в середине 1990-х годов. Она являлась руководителем и главным акционером ОАО "Пивзавод „Оливария", созданного на первой и последней волне приватизации в 1994 году на базе бывшего государственного завода „Беларусь". По ее инициативе появился влиятельный в свое время отраслевой союз белорусских пивоваров - тоже первая и последняя попытка создания в стране лоббистской организации. Видные роли она играла в общественно-политической жизни страны. Тамара Дудко была заместителем председателя Совета Республики Национального собрания, стала основательницей Белорусского союза женщин.
Но в 1999 году ее автомобиль, в котором она ехала с детьми, зятем и внучкой, столкнулся на мядельской трассе с машиной „Фольксваген Пассат". Тамара Дудко и ее зять погибли в автокатастрофе.
Позже, в 2003 году, в родном Молодечно ей будет установлен памятный знак. А в трагическом для семьи 1999-м ее сын Николай Дудко в свои 28 лет был вынужден возглавить „пивное наследство" матери. Его сестра одно время руководила на заводе отделом маркетинга.
Второе поколение Дудко взяло бразды правления предприятием, наверное, в самый сложный период в истории современного белорусского пивоварения. Именно тогда белорусские производители стремительно теряли позиции на рынке из-за притока в Беларусь более качественного, дешевого и раскрученного продукта из России и Украины. Именно тогда среди белорусских потребителей укореняется мысль о неполноценности белорусского пива, хотя еще за пару лет до этого никакая „Балтика" не могла составить конкуренцию шедшим „на ура" „Графу Чапскому" или „Лекерту".
И пройдет еще около 5 лет, прежде чем государство начнет поддерживать белорусских пивоваров, а в начале 2000-х им приходилось бороться и выживать самим.
Николай Дудко принял в этот период единственно верное решение, которое у него потом переняли его коллеги: привлечь стратегического инвестора. Он стал первым, кто это сделал. Первым партнером „Оливарии" стал в 2005 году Европейский банк реконструкции и развития. Он выкупил 21 процент акций предприятия. Не без помощи банка в следующем году нашелся и стратегический инвестор - один из крупнейших мировых игроков - датская группа Carlsberg. В 2006 году она стала собственником 30 процентов „Оливарии", в 2010 году пакет увеличился до 47 процентов.
Дудко в 2007 году ушел с поста генерального директора, но по-прежнему (как и его сестра) работает в администрации предприятия. Также они остаются и миноритарными акционерами третьего игрока на белорусском пивном рынке.
Когда сын за отца
В честь родоначальника этого бизнеса названа одна из улиц Бреста - это случай уникальный не только для Беларуси, но и для большинства соседних стран.
Этот бизнесмен - Михаил Мошенский, основатель известного сейчас не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами холдинга „Санта Импэкс Брест". В его состав входит компания „Санта-Бремор" - лидер рынка пресервов в СНГ и, наверное, самый успешный пример предпринимательской инициативы в Беларуси. Ведь если бы кто-то сказал в начале 1990-х годов, что неморская Беларусь станет одним из крупнейших в СНГ производителей и экспортеров рыбной продукции, его бы просто не поняли. А в 1993 году, не боясь быть поднятым на смех, на это решился бывший начальник конструкторского бюро Брестского электромеханического завода Михаил Мошенский. Сначала он импортировал в Брест рыбу, а с 1995 года начал заниматься ее переработкой на месте.