Повышение энергетического статуса Польши откладывается. На прошлой неделе правительство страны опубликовало доклад, в котором запасы сланцевого газа были оценены примерно в 560 млрд кубометров - в 10 раз меньше, чем ожидалось. Для сравнения, запасы газа в России оцениваются примерно в 45 трлн кубометров.
Правда, холодный душ от исследователей не привел к охлаждению сланцевой эйфории в Польше, мечтающей приобрести газовую независимость от России (70% потребления газа в Польше покрывается за счет импорта из РФ) и стать крупным поставщиком газа в Европу.
Европейские элиты прекрасно осознают истинные цели Кремля и всеми силами пытаются минимизировать присутствие приближенных к российским властям сырьевых олигархов на своей территории, полагает старший аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский. «До сих пор свежи в памяти воспоминания о том, как посредством увеличения отпускных цен на газ нерентабельными стали все несырьевые отрасли экономики Белоруссии - начиная от сельского хозяйства и заканчивая машиностроением и станкостроением», - отметил эксперт.
Неслучайно руководство Польского государственного нефтегазового концерна поспешило заявить, что компания начнет бурение новой разведочной скважины на юго-востоке Польши.
«Сланцевый газ для Польши - фактически национальная идея. О сланцах говорят практически все - от таксистов до премьера. Две пробуренных в Польше скважины именуются Факелом надежды, хотя еще в феврале этого года компания "Эксон" оценила их как абсолютно нерентабельные», - предупреждает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Поляков воодушевляет успех сланцевой революции в США, изменившей американский газовый рынок. Еще недавно планировавшая масштабные закупки природного газа страна уже присматривается к статусу экспортера. Рост производства в Америке привел даже к чрезмерному падению стоимости кубометра на бирже - до $90 при себестоимости добычи в сланцевых проектах на уровне $200-250.
Эксперты не исключают, что из-за такой разницы на американском рынке к концу года может пройти волна слияний и поглощений или даже банкротств. «Кто работает с "сухим" газом, прогорает страшно. Они выживают прежде всего за счет переориентации на добычу сланцевой нефти, ведь нефть - это глобальный товар, и у него высокая цена. Те же, у кого "жирный" газ, могут получать конденсат и этан, передавая его химической промышленности», - сообщил Симонов.
Однако, по его мнению, американская модель развития сланцевого бизнеса не годится для Европы. Помимо вопросов экологии и территорий, которые неизбежно возникают при развитии сланцевых проектов (химические реагенты загрязняют грунтовые воды), Европа значительно отстает от США по количеству буровых установок. «Когда сланцевая революция началась в США, там было в 20 раз больше буровых установок, чем в Европе. А сланцевый газ - это постоянное бурение. Секрет успеха именно в буровых», - отметил эксперт.
Сейчас выданные на разработку сланцевого газа лицензии охватывают уже почти одну пятую часть территории Польши. Однако, по оценке аналитика «Инвесткафе» Виталия Михальчука, себестоимость добычи тысячи кубометров может превысить прогнозируемые $280, и это сделает польское топливо неконкурентным по сравнению с продукцией «Газпрома». «В США большую часть рисков при разработке сланцевого газа берет на себя государство. В случае бурения сухих скважин оно возмещает расходы нефтяной компании, которая занималась бурением. Так стимулируются крупные вложения в разведку и добычу,» - отметил аналитик в беседе с «Росбалтом».
В случае с США разработка сланцевых месторождений становится рентабельной при цене природного газа выше $150 за тысячу кубометров, в Европе этот показатель превышает $215, а в Венгрии, Польше и Украине речь вполне может идти о $370, добавил Владислав Жуковский.
Эксперт отметил, что в настоящий момент ни Украина, ни Польша, ни Венгрия (лидеры по запасам сланцевого газа в Восточной Европе) не обладают необходимой технологической и производственной базой для освоения месторождений сланцевого газа. Также не стоит забывать, что разработка такого рода месторождений отличается повышенной капиталоемкостью и помимо привлечения соответствующих технологий подразумевает привлечение колоссальных финансовых ресурсов.
Правда, особого выбора у стран Восточной Европы нет. «В силу целого ряда объективных экономических причин (устаревшие технологии, высокая энергоемкость производства, износ основных фондов под 70-80%) Украина, Белоруссия и остальные страны Восточной Европы просто не могут себе позволить импортировать газ по рыночным ценам в $350-450. Повышение отпускных цен на газ для "братской" Украины уже привело к повторению валютно-финансового и экономического кризиса по образцу Белоруссии. И в этой связи стремление политического руководства Украины, Польши и ряда других стран добиться пересмотра условий поставок газа из России и создать иллюзию переориентации с российского "голубого топлива" на сланцевый газ выглядит вполне закономерным», - отметил он.
Впрочем, как гласит старая поговорка, вода камень точит. Раньше и альтернативная энергетика казалась чем-то фантастическим и далеким. Сейчас же благодаря целому пакету инвестиционных мер, направленных на поддержку альтернативной энергетики, у «Газпрома» постепенно появляются новые высокотехнологичные конкуренты на европейском рынке. Например, целые районы на севере и северо-востоке Германии становятся экспортерами электроэнергии от ветряков. Они не только снабжают себя, но и поставляют электроэнергию в соседние регионы, сообщил «Росбалту» президент ГК Корпорация «Газэнергострой» Сергей Чернин.
По его словам, инвестиции в развитие альтернативной энергетики, которые были сделаны 5-7 лет назад, запустили цепную реакцию. «Капитальные затраты в установку таких станций на сегодняшний день упали в разы. Например, если говорить об установке солнечных батарей, то примерно в 10 раз», - отметил он, добавив, что сланцевый газ в Европе и Америке также имеет очень большие перспективы. «Еще 20-30 лет назад добывать его было очень затратно. С тех пор технологии наклонно-горизонтального бурения сильно продвинулись», - сообщил эксперт.
Владислав Кузьмичев.