Мрачные перспективы вырисовываются перед российскими производителями коммерческих автомобилей в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию.
Выводы последних исследований на эту тему публикует сегодня газета «Ведомости». Что ожидает отечественного производителя и как всё ещё можно защитить эту отрасль в России, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: На фоне стагнации европейского рынка, рынку российскому прочат хорошее будущее. Так, один из ведущих игроков - «КамАЗ» - прогнозирует роста спроса на треть со следующего года, когда понадобятся грузовики для строительства объектов к чемпионату мира по футболу. Но выиграть на «чужом поле» могут иностранцы.
По оценкам Минэкономразвития, после вступления России в ВТО и снижения импортных пошлин российская автопродукция не выдержит ценового демпинга.
А в Совете Федерации считают, что производство грузовиков в России почти полностью исчезнет уже к 2014 году. Впрочем, хотя российские производители коммерческих автомобилей действительно оказались не готовы к новым правилам иргы, об исчезновении отрасли речь, конечно, не идёт, успокаивает
аналитик инвестиционной компании «Рай, Мэн энд Гор секьюритиз» Андрей Третельников.
Третельников: Когда отрасль поддерживается, в ней мало что изменяется. Потому что когда нет нормальной конкуренции, нет никаких стимулов развиваться. Когда это происходит под государственным контролем, конечно, это происходит медленно и не всегда эффективно.
Если смотреть на последнее десятилетие, то мы всё равно сделали большой рывок в качестве техники, автопром начал сотрудничать с международными компаниями, внедрять свои технологии, инновации, что в целом улучшило позиции нашей автотехники на рынке.
Гурьянов: К тому же, вступление в ВТО не отменяет возможность сохранения определённых механизмов поддержки отечественного производителя, напоминает специалист инвестиционной группы «Ист Коммерц» Пётр Бобрик. Так что наиболее жизнеспособные игроки, например тот же «КамАЗ», с рынка никуда не денутся.
Бобрик: Прежде всего, необходимо учитывать военный заказ, поскольку сейчас принята программа усиленного перевооружения. Россия не присоединилась до сих пор к закону о госзакупках, и она может закупать достаточно большим спектром через федеральный заказ и через субсидирование, через прямые покупки, и автобусы для муниципалитетов. Безусловно, наша доля сократится. По моим оценкам, тысяч 20 нам удастся сохранить производства автомобилей к 2014 году. Это будет немного, но это будет достаточно для того, чтобы наиболее жизнеспособные ветви нашего автопрома начали потихоньку борьбу за качество и начали получать то преимущество, которое можно получить от ВТО.
Гурьянов: Наибольшая угроза видится в росте ввоза подержанных автомобилей. Если сейчас пошлина на машины старше семи лет превышает 200 процентов, то со вступлением в ВТО ставка снизится почти в 2 раза. В результате импорт подержанных грузовиков может вырасти в 6,5 раз. Впрочем, и у российской продукции есть свои преимущества, которые можно использовать в конкурентной борьбе, отмечает Андрей Третельников.
Третельников: Грузовая техника в основном используется коммерческими структурами - важна сеть обслуживания, поставка запчастей, сервисные центры. У иностранных игроков, которые будут возить, например, подержанную технику, такого плюса нет.
Гурьянов: Ещё один вариант защиты рынка от подержанных машин, который предлагает Минпромторг - введение так называемого утилизационного сбора, который будет зависеть, в том числе от возраста поставляемой техники. В ведомстве считают, что такая мера может полностью компенсировать сокращение импортных пошлин.
Все автомобильные новости