Российские конструкторы разработали специальное маскирующее покрытие для кабины самолета пятого поколения. Речь идет о напылении из нескольких слоев разных металлов - индия, олова и золота.
Благодаря такому покрытию стекло остается прозрачным для человека, но задерживает излучения радаров. Еще одно преимущество - покрытие снижает ультрафиолетовые излучения, а оно очень сильное на высоте. Разработкой занимались специалисты Обнинского научного производственного предприятия. О преимуществах более подробно «Вестям ФМ» рассказал руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Вести ФМ»: Олег Константинович, здравствуйте! Почему так важно и так сложно защитить именно кабину?
Пантелеев: Во-первых, совершенно очевидно, что стекло кабины должно быть прозрачным для того, чтобы обеспечить обзор. Оно должно быть чрезвычайно прочным для того, чтобы обеспечить большой перепад давления на большой высоте. Ну, и, наконец, учитывая, что самолет выполняется по технологии Стелс, то есть сниженной заметностью во всех диапазонах, оно также должно способствовать сокращению радиоотражения, то есть, использования такого стекла, такого фонаря кабины должно решать сразу же несколько противоречивых задач. При этом, естественно, оно должно быть достаточно легким.
«Вести ФМ»: Та технология, которую применили обнинские ученые, насколько высоко вы ее оцениваете? Насколько она эффективна?
Пантелеев: Ну, окончательно можно будет судить об эффективности этой технологии уже после того, как завершатся испытания самолета. Однако те первые результаты, которые получены, в общем-то, чрезвычайно оптимистичны и дают основание полагать, что решена очень сложная задача и решена успешно.
«Вести ФМ»: Золото, индий, олово применяется, но это не самое дешевое покрытие. Как вы считаете?
Пантелеев: Конечно же, но если говорить о стоимости истребителя пятого поколения, он, безусловно, также является достаточно дорогим удовольствием. И, наконец, если, например, говорить о заметности в радиодиапазоне, в том случае, если один из элементов, в частности кабина, не будет отвечать требованиям по общему снижению уровня заметности, то все остальные усилия, предпринимаемые по снижению заметности, будут, безусловно, неэффективны.
«Вести ФМ»: А какие еще усилия прикладываются? Я так полагаю, корпус самолета, двигатель также защищается. А как именно?
Пантелеев: Совершенно верно. Применяется специальное радиопоглащающее покрытие, двигатель располагается так, чтобы воздухозаборники были изогнутыми и чтобы имеющиеся в нем металлические детали были прикрыты снаружи каналами воздухозаборников. Кроме того, выполняется так называемая внутренняя подвеска вооружения, то есть, ракеты и управляемые бомбы располагаются в закрываемых отсеках. Ну, и благодаря всем этим ухищрениям удается заметно на порядок снизить заметность самолета при облучении его радиолокационными станциями.