Немцы считают своё пиво самым лучшим, и они очень хотят, чтобы такого же мнения придерживались и во всём мире, а не только в Германии.
Этой патриотической цели должна послужить идея, выдвинутая Берлинским институтом чистоты пива. Это уважаемое учреждение предложило правительству ФРГ добиваться включения в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО немецкого Закона о чистоте пива от 1516 года.
В самом деле, если можно включить в список ЮНЕСКО фламенко, грузинское хоровое пение, соколиную охоту, то почему нельзя столь же высокий статус придать уникальному закону? Ведь именно благодаря ему немецкое пиво сохранило свою первозданную природу, сопротивляясь вот уже пять веков всем попыткам «рационализаторов» изменить его качество.
Сегодня в Германии любителям предлагают более пяти тысяч наименований золотистого напитка, и подавляющее большинство сортов, как и в старые добрые времена, варится по старинным рецептам в соответствии с Законом о чистоте пива, который был введён в Баварии герцогом Вильгельмом IV 23 апреля 1516 года. Закон оказался настолько важным и своевременным, что вскоре был распространён на всю страну. Документ гласит, что янтарный напиток должен состоять исключительно из воды, хмеля и ячменного солода. Запрещалось варить пиво из ржи и пшеницы, которые шли на хлеб. В законе уделяется внимание не только составу, но и цене пива: «Литровая кружка не должна продаваться дороже, чем за один пфенниг мюнхенской валюты».
В память об этом событии в ФРГ 23 апреля ежегодно отмечается День немецкого пива. Почти на каждой бутылке произведённого в Германии популярного напитка стоит надпись: «Сварено в соответствии с Законом о чистоте пива от 1516 года». Вот такая славная и старая традиция. Неудивительно, что немцам хотелось бы добиться мирового признания её значимости. Естественно, что инициатива института находит поддержку в большинстве федеральных министерств страны, а также во фракциях всех партий в бундестаге.
Надо сказать, что немцы уже немало сделали для мирового признания своего основного напитка, который давно уже стал частью национальной культуры. В Германии устраивается много праздников, посвящённых пиву и привлекающих огромное внимание далеко за пределами страны. Напомню, что в Берлине летом ежегодно под открытым небом проходит международный пивной фестиваль, в котором участвуют производители «жидкого хлеба» из 70-90 стран, в том числе из России. Здесь в «самой длинной пивной мира», которая обычно располагается вдоль центральной улицы Карл-Маркс-аллее, можно продегустировать около двух тысяч сортов.
Известность в мире по праву завоевал мюнхенский пивной праздник «Октоберфест», что в переводе означает «Праздник октября». В 2010 году этому празднику исполнилось 200 лет. 12 октября 1810 года баварский кронпринц Людвиг женился на принцессе Терезе. По случаю такой радости они устроили всенародный праздник и скачки на лугу перед городскими воротами, который с тех пор носит название луг Терезы. Сейчас это почти центр Мюнхена. В дни «Октоберфеста» в народных гуляньях там участвуют шесть-восемь миллионов гостей со всей Европы. Немцы и гости пропивают в Мюнхене около миллиарда евро.
Менее известны за пределами Германии, но очень популярны здесь пивные фестивали в других городах и землях страны. Я выделю среди них Швабский пивной фестиваль, он меньше баварского, но его деревенский колорит, необычайно дружелюбная и радостная семейная атмосфера многим нравятся гораздо больше. Для нас он интересен ещё и своим «русским следом». Как праздник урожая и плодородия он впервые прошёл в 1818 году по указу короля Вильгельма Вюртембергского. Тогда король и его русская жена королева Катарина, Екатерина Павловна, решили устроить праздник и гулянья для народа, только что пережившего страшную эпидемию чумы и голод, вызванный неурожаем. К слову, шурин Вильгельма российский царь Николай I поставлял родственнику зерно, чтобы помочь преодолеть кризис.
Со своей будущей супругой великой княгиней Екатериной Павловной Вильгельм познакомился в Париже после разгрома наполеоновских войск. В январе 1816 года они сочетались в Санкт-Петербурге законным браком. Во время наполеоновского вторжения в Россию Вильгельм во главе Вюртембергского контингента находился в России. После Битвы народов под Лейпцигом Вильгельм командовал 7-м армейским корпусом, в состав которого входили австрийские и русские полки.
По традиции во время фестиваля проводятся сельскохозяйственные выставки. Своими корнями они уходят в эпоху Вильгельма, прозванного «королём фермеров» и «фермером среди королей». Тогда королевская чета, которая в замке Хоэнхайм создала работающий по сей день сельскохозяйственный университет, выдавала денежные призы и почётные награды за выдающиеся достижения в области сельского хозяйства.
К месту тут сказать несколько слов об экзотике пивоваренного дела, что тоже притягивает в Германию много любителей из-за границы. Так, в берлинском районе Кепеник местная пивоварня выпускает «Вавилонское пиво» по рецептам, написанным клинописью на глиняных табличках. Учёные перевели древние письмена и предоставили рецепты пивоварам, которые теперь потчуют желающих «пивом древнего Вавилона».
Хотя немцы и по сей день являются стойкими приверженцами пива - по его потреблению они уступают только чехам и ирландцам, всё же надо отметить, что это национальное пристрастие не то что затихает, но понемногу сдаёт свои позиции. Потребление пива в ФРГ сокращается. Десять лет назад среднестатистический немец выпивал 143 литра, а сейчас «только» 119. Может быть, даже меньше, поскольку эти статистические данные относятся к 2010 году.
Пиво теснят кофе и минеральная вода. Но дело не только в этом. Ставится под угрозу главное его достоинство - чистота продукта. С конца 1980-х годов под давлением ЕС в ФРГ стало продаваться иностранное пиво, сваренное по другим рецептам. Производители в последние годы активно предлагают слабоалкогольное пиво в смеси с фруктовыми соками, сиропами, диетической колой и различными лимонадами.
В Германии за минувшие десять лет на 22 процента выросло число мелких пивоварен. Из 1284 зарегистрированных производителей пенного напитка 817 представляют малый бизнес. Крупные и средние производители, выпускающие более 500 тысяч гектолитров янтарного напитка в год, постепенно сворачивают производство. Это связано с ростом издержек производства - расходов на энергию, транспорт и сырьё.
Одним словом, у пивоваренного бизнеса серьёзные проблемы, и международное признание немецкого вклада в пивное искусство было бы весьма кстати.