Сегодня гостем редакции «СЭ» стал генеральный директор Союза биатлонистов России, первый вице-президент Международного союза биатлонистов Сергей Кущенко.
Среди прочего он поделился своим мнением о выступлении нашей национальной сборной в сезоне-2011/12 и причинах ее неудачи на чемпионате мира в Рупольдинге.
- После чемпионата мира минорное настроение не только у болельщиков - у нас оно еще хуже, - заметил Кущенко. - Результаты стартов в Германии нужно признать неудовлетворительными - это факт. Но никак не итог сезона в целом! Как мы помним, в прошлом году не получилось ни то, ни другое. Правда, хотел бы подчеркнуть, только у женской команды. На мой взгляд, прошлогоднее выступление мужчин в Ханты-Мансийске было очень хорошим. Если мне не изменяет память, оно стало одним из лучших на чемпионатах мира за последние 12 лет.
- Вам сейчас понятно, какие конкретно ошибки, допущенные тренерским штабом, привели к тому, что при успешном в целом сезоне на чемпионате мира у сборной не получилось? Это ведь проблема не только биатлона - например, аналогичная ситуация сложилась и в бобслее.
- Очень хороший вопрос, который действительно касается не только биатлона. В случае с российскими спортсменами требуется уделять очень много внимания психологии, чтобы в нужном состоянии подвести наших топ-атлетов к главным соревнованиям, таким как Олимпийские игры или чемпионаты мира. Потому что зачастую мы их просто теряем - они не могут успешно стартовать на больших соревнованиях, поскольку на них давят трибуны, какие-то иные факторы, влияющие лично на каждого. Поэтому, переходя непосредственно к чемпионату мира, могу сказать, что все детали разбора, которые необходимо раскрыть в прессе, мы раскроем. Уже сегодня можно сказать, что ошибка, в том числе, в выбранной схеме подготовки перед чемпионатом мира. Сам факт того, что тренеры предлагали несколько вариантов - у Вольфганга Пихлера в женской команде их было два, у Андрея Гербулова в мужской - четыре - говорит о том, что у них была неуверенность.
От мужской команды, исходя из результатов сезона, мы естественно ждали большего. И возвращаясь к тому, о чем я сказал выше, наши молодые ребята просто оказались раздавлены ажиотажем вокруг на чемпионате мира. Ведь для тех же Дмитрия Малышко или Евгения Гараничева это был дебют на соревнованиях такого ранга. Хотя нужно сказать и о том, что многие иностранные спортсмены, находящиеся в том же возрасте и примерно тех же кондициях, выглядят на фоне наших немного сильнее.
Можно сколько угодно говорить о том, что через такое необходимо пройти, чтобы набраться опыта. Да, наверное, надо. Но все же к чемпионату мира нужно психологически подходить совершенно иначе: вот он твой шанс, все для того, чтобы ты сегодня шагнул в элиту и там остался надолго. Ну и вторая проблема - это работа сервисменов.
- То, о чем публично высказался Антон Шипулин.
- Это вообще отдельная тема. Лично я считаю, что Шипулин не прав, вынося сор из избы. Есть вещи, которые все-таки нужно обсуждать внутри команды. Хотел бы для начала объяснить наше решение привлечь интернациональный состав для работы в сервисной группе. Причина в том, что у нас в течение многих лет была одни и те же кадры, которые не выходили на высокий уровень. Это признано всеми специалистами. Был проведен анализ тех, кого можно привлечь к этой работе, в том числе той бригады, которая трудилась с белорусами и которую потом пригласили мы. Да, мы где-то не угадали со структурами, с погодой, с лучшей парой лыж - это все имело место. Такое бывает у всех, достаточно взглянуть на результаты многих иностранцев в Ханты-Мансийске.
Но разве тот же Симон Фуркад кричал в рацию, что у него не едут лыжи? Когда тренер спросил его об этом, он почти остановился и сказал: дайте мне доехать до финиша. Нашим спортсменам надо учиться у своих сверстников, которые ведут себя по-другому. Главная проблема в работе сервис-бригады кроется в отсутствии коммуникации между нашей частью бригады и иностранной, исповедующей другую систему. Которая, надо признать, показала очень хорошие результаты на этапе Кубка мира в Хохфильцене, где у нас были лучшие лыжи.
Сегодня нужно правильно рассмотреть ситуацию, чтобы понять, каким должен быть сервис в следующем сезоне. Потому что с каждый годом это играет все большую роль. К слову, в Рупольдинг те же сервисеры были нами отправлены за неделю, специально чтобы изучить структуру снега, селитры и так далее. Но - не помогло. К той вязкой рыхлой каше, которая сейчас чаще всего наблюдается в Европы, мы пока приноровиться не можем. А чем снег плотнее, чем нам лучше. Если же смотреть статистику олимпийского цикла в целом, лучшие лыжи - у французов.
Завершая разговор об ошибках, нужно еще сказать, что сборные, которые перед чемпионатом мира устроили двухнедельный сбор на высоте, конечно, выглядели в Рупольдинге намного живее. Причем даже те, что обычно имеют одного-двух лидеров, выступили сильнее именно как команды. А значит, их подготовка именно под чемпионат мира была построена правильно. Что касается Норвегии и Германии, то они показали: даже если по ходу сезона в эстафетах выступают ниже привычного уровня, то в нужный момент все равно выстреливают там, где это требуется. (Екатерина КУЛИНИЧЕВА)
Полностью интервью Кущенко - в одном из ближайших номеров «СЭ»