Накануне новогодних праздников аналитики российского автомобильного рынка ожидали, что темпы роста продаж в этом году составят скромные 5%. После бурного роста в 2011 году (39%) существовали опасения, что напряженная ситуация в Европе заставит потенциальных покупателей больше экономить.
Эти прогнозы оправдались лишь отчасти. По итогам января-февраля 2012 года продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта выросли на 23%, причем все марки, вошедшие в Топ-10, были произведены в России, сообщила пресс-служба Ассоциации европейского бизнеса.
Топ-10 по версии АЕБ выглядит следующим образом: «Лада Приора» (около 17,6 тыс. штук за январь-февраль 2012 года); «Лада Калина» (16,7 тыс.); Hyundai Solaris (16,5 тыс.); Ford Focus (11,6 тыс.); KIA New Rio (11,2 тыс.); Renault Logan (10,8 тыс.); «Лада Самара» (8,9 тыс.); VW Polo (8,7 тыс.); Renault Sandero (8,6 тыс.); Chevrolet Niva (8,5 тыс.)
Эксперты Ассоциации ожидают, что объем продаж новых авто этих двух групп вырастет по итогам 2012 года до 2,8 млн штук (с 2,6 млн в 2011 году). «Это соответствует росту рынка в 2012 году в размере 5%. Вполне реально и совпадает с нашим прогнозом», - сообщил «Росбалту» начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун.
Однако если продажи и дальше будут расти такими же темпами, как в начале месяца, прогноз может быть скорректирован в сторону повышения. Сейчас он кажется слишком уж пессимистичным, полагает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. Это и не удивительно - все прогнозы делались еще в прошлом году и предполагали охлаждение спроса из-за непростой ситуации в Европе. И, кажется, европейцы делают все возможное, чтобы опасения на рынках сохранялись, кризиса в Европе так и не наступило. «Главным фактором, стимулировавшим рост продаж, стало отсутствие так ожидаемых накануне 2012 года потрясений со стороны Европы. Неоднократно звучали предложения о скором крахе всей еврозоны и т.д., но, как видим, этого не произошло. Поэтому и бизнес, и домашние хозяйства не спешат сокращать свои расходы, напротив, продолжая наращивать их в соответствии с заданными ранее темпами», - отметил Маркин.
Рост продаж новых авто стимулируют и другие факторы - прежде всего, низкая обеспеченность россиян автомобилями. У рынка есть большой потенциал роста, он еще не достиг уровня наилучшего 2008-го года, отметил Андрей Топтун. Кроме того, у иностранных производителей появилось много новинок в бюджетном секторе, наиболее востребованном среди россиян.
Среди немногих марок, снизивших продажи своих автомобилей в январе-феврале 2012 года, оказалась «Лада». По итогам двух месяцев она потеряла 13% продаж по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. И это при том, что в декабре также было отмечено значительное снижение - на 15% по сравнению с декабрем 2010 года.
Опрошенные «Росбалтом» эксперты называют это сознательным, управляемым спадом и связывают с двумя главными факторами - завершением действия государственной программы утилизации старых автомобилей и сменой модельного ряда «АвтоВАЗа». В линейке российского автогиганта появилась «Лада Гранта», которая по цене немного выше «классики» и дешевле «Самары». Вместе с тем, «Гранта» современней и безопасней этих двух семейств. «Потребитель предпочитает "Гранту", но "АвтоВАЗ" пока не может удовлетворить спрос на эту модель из-за проблем производственного характера», - сообщил Андрей Топтун, добавив, что по мере увеличения программы выпуска новой для «АвтоВАЗа» модели продажи «Лады» вернутся на уровень прошлого года.
Впрочем, за долю автомобильного концерна уже вовсю идет борьба между другими производителями, ориентирующимися на низкоценовой сегмент рынка. Например, рост продаж Hyundai Solaris за первые два месяца 2012 года достиг 384%, а реализация Kia new Rio увеличилась на 107% год к году. Часть спроса оттянули на себя и китайцы. По итогам 2011 года было продано более 43 тыс. китайских легковых автомобилей - на 90% больше, чем годом ранее. По итогам первых двух месяцев 2012 года флагман китайских продаж в России - LIFAN - уже прочно вошел в 30-ку наиболее продаваемых марок (2,7 тыс. авто).
Помимо этого, вслед за «АвтоВАЗом» идут такие титаны автопрома, как Renault и Nissan. Правда, оба они являются частью альянса с «АвтоВАЗом» и совместно прорабатывают тактику поведения на рынке. Так что конкурентами в прямом смысле этого слова они не являются. В особенности с учетом интереса Renault-Nissan к контрольному пакету акций российского автомобильного концерна, отметил Маркин.
Владислав Кузьмичев
Все автомобильные новости