Жара в России и катастрофические наводнения в Пакистане имеют общую причину - изменение поведения так называемого струйного течения на большой высоте в атмосфере.
Так считает метеоролог Майк Блэкберн из британского Университета Реддинга. Эта информация сегодня появилась на лентах информационных агентств. Мы обсудим эту тему с экспертом. В этом качестве на прямой связи со студией радио «Вести ФМ» заведующий лабораторией взаимодействия океана и атмосферы Института океанологии Сергей Гулев.
«Вести ФМ»: Сергей Константинович, здравствуйте! Любопытная, действительно, информация. Всегда же интересно узнать о причинах того, что происходит. Вам это кажется вероятным?
Гулев: Насколько я знаю об этих результатах, изменения есть, да, но, с другой стороны, это даже не гипотеза того, что зональный поток и высокая фронтальная зона подверглись значительным деформациям, что неустойчивость этого зонального потока перестала быть той, которой она была. Это изложение того, что происходит, в терминах геофизической гидродинамики.
«Вести ФМ»: Сергей Константинович, чтобы нашу беседу поняли все, и чтобы я тоже поняла: речь идет о высотных струйных течениях, то есть, это очень большая высота?
Гулев: Это не очень большая высота. Смотря что называть большой высотой - это тропосфера.
«Вести ФМ»: То есть, это гораздо выше поверхностных ветров.
Гулев: Конечно, выше. Но они всегда существовали, неустойчивость зональных течений приводит к формированию циклонов, которые продвигаются потом на континенты, приносят нам влагу с Атлантики и так далее.
«Вести ФМ»: А что же произошло в этот раз? Я смотрю такую популярную версию, которую излагают агентства...
Гулев: Хотите популярную, хотите непопулярную - зональный поток заблокирован, это одно из самых сложных в среднесрочном предсказании погоды - предсказать блокинг, а также предсказать разрушение блокинга. Снова, когда зональный поток станет тем, которым он был. Это очень сложно. Статистика блокингов известна, такие блокинги, которые в этом году у нас появились на европейской территории страны, - действительно, заблокирован среднеширотный зональный поток - очень редко бывают. В чем причина? Здесь действительно надо докапываться. Изложить то, что я сейчас сказал на языке геофизической геодинамики... Можно говорить о волнах Россби, можно говорить о том, как они распространяются, но, вообще говоря, саму причину, сам механизм блокирования это не объясняет. Кроме того, это объяснение вполне лежит в рамках тех терминов, с помощью которых мы говорим о погоде и о климате.
«Вести ФМ»: Сергей Константинович, а эти экстремальные погодные явления, о которых вы говорите, можно ли считать, что они участятся по мере потепления климата? Есть связь со всем происходящим?
Гулев: Это хороший вопрос. Много говорилось об этом. Этот конкретный эпизод двухмесячной очень жаркой погоды в Восточной Европе, на европейской территории России, вообще говоря, не является... Вот, говорят, является ли это следствием глобального потепления? Я говорю: и нет, и да. Нет, потому что о глобальном потеплении нельзя говорить на основе одной, очень даже большой аномалии. Если я условно говорю «да», наверное, я должен иметь в виду, что если глобальное потепление будет продолжаться, такого сорта события могут начать учащаться. Они будут происходить, допустим, не раз в 10 лет, а раз в 5 лет, раз в 7 лет. Потом еще чаще. Если это будет происходить, то, да, наверное, глобальное потепление за это ответственно.
Посмотреть прогноз погоды