Оператор российских нефтепроводов «Транснефть» снова пообещала скорый запуск нефтяного терминала в порте Усть-Луга, удивив трейдеров, которые говорят о нехватке ресурса для заполнения трубопровода и сомневаются в его рентабельности.
«Транснефть» планировала запустить терминал, который является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), в 2011 г., но сроки его ввода в строй сдвигались из-за технических проблем. «Мы готовы к пуску в конце февраля-начале марта», - сказал Reuters пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин во вторник.
Новый экспортный маршрут в конце прошлой недели открыл «Сургутнефтегаз», выставив на продажу партию Urals с отгрузкой из Усть-Луги 27-28 февраля. Представитель трубопроводной монополии сказал, что «Транснефть» планирует в марте отгрузить из порта еще несколько партий Urals, что станет началом полноценной работы терминала. «Основные ремонтные работы (на БТС-2) закончились. (Экспортного) графика (на Усть-Лугу) нет, но, возможно, в марте будет несколько партий», - сказал Демин.
Однако трейдеры расходятся во мнении относительно того, когда начнутся регулярные отгрузки через Усть-Лугу, ссылаясь на недостаток свободных ресурсов, которые, возможно, придется снимать с других маршрутов, в частности с «Дружбы». Задержать запуск могут и технические недоработки. Один из трейдеров считает, что в марте через терминал БТС-2 на экспорт отправятся три партии Urals, в апреле - четыре, в мае - шесть. «Потом постараются довести до 10 грузов - насколько хватит ресурса».
По его мнению, «Транснефть» не сможет полностью загрузить Усть-Лугу из-за нехватки ресурса, поэтому объемы будут сняты с нефтепровода «Дружба». «Германия и Польша - первые в очереди», - считает трейдер. Другой участник рынка полагает, что после отгрузки нескольких партий нефти в феврале - начале марта терминал в Усть-Луге закроется на три месяца для устранения технических неполадок.
Трейдеры отмечают, что успех экспорта через БТС-2 будет зависеть от показателей рентабельности - сетевого тарифа и стоимости перевалки в Усть-Луге. По их подсчетам, если стоимость перевалки в Усть-Луге будет равняться ставке в Приморске, то при экспорте Urals по БТС-2 рентабельность теряет около $3 за тонну. «$300 000 с танкера срежут - и отдыхай», - пожаловался трейдер.
В октябре прошлого года Демин говорил Reuters о планируемом снижении загрузки БТС-2 в 2012 г. до 10 млн тонн в год, хотя изначально монополия хотела отгрузить в текущем году 30 млн тонн.
Посмотреть курс валют