В России может появиться универсальный покилометровый налог, который заменит все транспортные платежи.
Собираться он будет за пройденные километры, а их, в свою очередь, будет определять система спутниковой навигации ГЛОНАСС. В технологии сбора этого налога разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Стоящая машина асфальт не портит. И наоборот. Логика дорожного налога понятна. Сейчас она отчасти воплощена в акцизах на бензин, напоминает редактор отдела информации газеты «Автоизвестия» Дмитрий Семёнов.
«Мы уже платим акциз на бензин. То есть, чем больше мы ездим, чем больше жжём бензина, тем больше мы тратим», - поясняет Семёнов.
С другой стороны, акциз на бензин - самый древний транспортный налог, которому в мире более 100 лет. При главном его преимуществе, а именно простоте сбора, у него есть очень серьезный недостаток - социальная несправедливость, отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.
«Нелогично брать одинаково за километр пробега у человека в глубокой провинции и на Бульварном кольце. Просто откровенно нелогично. Нелогично брать одни и те же деньги за километр пробега по великолепному хайвею и по сельской дороге. Нелогично и несправедливо. Этот налог очень грубый и недифференцированный», - констатирует Блинкин.
Поэтому Михаил Блинкин предлагает в будущем убрать топливный акциз, так же как, кстати, и транспортный налог, зависящий от мощности автомобиля. И вместо них перейти на универсальный - покилометровый: сколько, где и на чем едешь, столько и платишь.
«Условно, он проехал за последний месяц 1000 километров. Из них половину он крутился в центре Москвы. Это крутой налог мы с него возьмем. Там где-то он ездил по Калужской области, по сельской дороге - мы возьмем совсем мало. Дальше мы учтем, на чем он ездил. Если это грузовик с 12-тонной нагрузкой, мы с него возьмем очень круто, если это электромобиль, мы с него возьмем минимально, так как он воздух не портит», - рассуждает Блинкин.
То есть это будет сложный многосоставной налог. Только вот как администрировать его? Не поставишь же к каждому автомобилю «считывальщика» спидометра. На помощь может прийти спутниковая навигация. И прежде всего - российский ГЛОНАСС. Навигатор будет считать километраж и географию поездки. И эта информация, так называемые треки, например, посредством той же сотовой связи будут отсылаться автоматически налоговому оператору, поясняет Михаил Блинкин.
«Есть оператор, который отслеживает ваши треки и считает вам, какие километры по высокому тарифу, какие - по маленькому. Все это суммируется. Это на самом деле обычная компьютерная задачка, которая выполняется для еще большего количества мобильных телефонов. Мобильных телефонов уже больше, чем авто - и ничего, справляются. Это не такая уж сложная задача», - отмечает Блинкин.
Правда, для того, чтобы собирать транспортный налог при помощи ГЛОНАСС, надо в начале заставить автомобилистов установить его на своих машинах, констатирует Дмитрий Семенов.
«Давайте сначала примем закон. А еще не факт, что он пройдет. Я, например, пользуюсь хорошим навигатором иностранного производства и очень им доволен. Давайте сначала приведем законодательство в норму, что данные ГЛОНАСС являются обязательными для соблюдения, что передатчики ГЛОНАСС являются обязательными для установки», - предлагает Семёнов.
В общем, покилометровый налог - дело полезное, но не быстрое. Когда счетчики ГЛОНАСС будут стоить буквально копейки и установить на свои машины их смогут даже самые бедные водители, когда сбор данных о пробеге будет полностью автоматизирован, тогда этим вопросом стоит заняться всерьез. По мнению экспертов, как раз лет через 10.
Все автомобильные новости