Власти Москвы открывают «Школу театрального лидера». Поможет ли это решить все проблемы, которые портят театральную жизнь, задумался обозреватель Радио «Вести ФМ» - Григорий Заславский.
В Москве открывают «Школу театрального лидера», открывают на базе «Центра имени Мейерхольда», в задачи которого всегда входили всякие экспериментальные работы. Идея, по словам руководителя департамента культуры Москвы, - «предупредить возникновение конфликтов в театральных коллективах». «Школа театрального лидера» поможет этому.
Конфликты в московских театрах все помнят: спектакли, может, и не видели, и в Театре на Таганке, может, не были ни разу, но про то, что из него летом прошлого года ушел худрук Юрий Петрович Любимов, знают все, даже те, кто в театре вообще за всю свою жизнь ни разу не был.
Слышали и про то, как часть труппы добилась успеха и избавилась от худрука - народного артиста России Александра Галибина, как одни народные артисты России уволили другого - когда Игорь Костолевский и Михаил Филиппов возглавили оппозицию в Театре Маяковского - против Сергея Арцибашева.
По мысли Сергея Капкова, очень многие конфликты, вернее, все они, - «возникают из-за разного взгляда на то, куда стоит тратить деньги», в связи с чем со следующего года в договорах с худруками и директорами театров их функции будут четко прописаны и разграничены. Это, кстати, правильно и здорово.
Но конфликты в театрах случались и прежде, всегда случались, и вот как это можно себе вообразить: разгорается конфликт и появляется некий кризисный менеджер, как в стихотворении у Чуковского: «вдруг, откуда ни возьмись, маленький комарик, а в руке его горит маленький фонарик?». Так, что ли?
Или - вообразим идеальную ситуацию - разгорается конфликт, складывается для него благотворная почва, а худрук, и директор, и даже завлит в этом театре - выпускники «Школы театрального лидера». Вспомнили уроки мастерства - и конфликт рассосался. Нет ведь.
Другое дело: при прежнем руководстве департамента культуры конфликты разгорались, а департамент все повторял одно и то же: у нас никакой официальной информации. Ну и доводили до взрыва.
«Школа театрального лидера» - конечно, лучше, чем вообще не делать ничего. А конфликты в театре - они далеко не всегда разгораются из-за разного взгляда на финансовую дисциплину.
Станиславский с Немировичем на финансовую дисциплину смотрели, как я понимаю, примерно одинаково. А творческие конфликты развели их в разные стороны. Правда, если бы все так ругались как они, проблем бы в театре было меньше.