«РБК Дейли» сообщает, что через 10 лет автомобилистов могут обложить единым покилометровым налогом, который заменит все транспортные платежи. Это, правда, станет возможным только тогда, когда везде будет распространена навигационная система ГЛОНАСС. Кроме того, по данным агентства, к 2019 году планируется построить в России несколько тысяч километров платных дорог.
«Вести ФМ» обсудили эти новости с Анатолием Федоренко, профессором кафедры Управления логистической инфраструктурой Высшей школы экономики.
«Вести ФМ»: Анатолий Иванович, разъясните, пожалуйста, как эта схема взимания покилометрового налога будет работать? Это что, исключает тариф за проезд по платным дорогам или вовсе нет? И мы заплатим, что называется, дважды?
Федоренко: Мы и сейчас дважды платим: мы платим транспортный налог и платим за проезд по платной дороге. Единственное, что идей сейчас много по поводу участия автомобилистов в формировании инвестиционной базы для реконструкции и строительства новых дорог. Я участвую в рабочей группе «Стратегия-2020», и там было предложение увеличить акциз на нефтепродукты до 6-7 рублей, тогда получается, что водитель через расход топлива как раз и будет оплачивать тот самый сбор.
«Вести ФМ»: А вы сторонник именно этой схемы?
Федоренко: Я сторонник той схемы, когда есть соответствующая база. Я просто хочу вам сказать, что администрировать любой налог, который будет связан с пробегом, очень сложно. И можно будет всегда сопоставить затраты на администрирование, то есть, как определить, сколько человек проехало и по каким дорогам, и так далее.
«Вести ФМ»: Но вот упоминает агентство, что система ГЛОНАСС позаботится об этом, проследит за всеми, кто, где и по какой дороге проехал.
Федоренко: К сожалению, мы сейчас по ГЛОНАССу хотели автобусы оснастить и отложили на год. Нет возможностей и финансовых, и готовности сделать это. Поэтому эта идея правильная, но может быть когда-то, в перспективе.
«Вести ФМ»: Анатолий Иванович, но вот интересно порассуждать: если этот инструмент у нас появится, тогда покилометровый налог вам представляется эффективным?
Федоренко: Я считаю, покилометровый налог - нет. Лучше или через акциз, там ясно, вы проехали, вы сожгли топливо и получили соответствующее, или ввести платные проезды. Надо посмотреть по зарубежной практике, где и одно и второе применяется. Но покилометровый... Я не слышал, чтобы он где-то широкое применение получил. Я говорю, что его очень трудно администрировать! У нас сейчас через ГЛОНАСС пытаются отслеживать движение железнодорожных вагонов, что не всегда удается, и сама система ГЛОНАСС у нас еще не полностью сформирована. Это достаточно дорогое удовольствие.
«Вести ФМ»: Тогда как вы считаете, что нам делать в ближайшие 5-7 лет, пока все системы отрабатываются, развиваются?
Федоренко: Сейчас они через акцизы будут все-таки. В свое время мы, к сожалению, отказались от дорожных фондов, а они давали все-таки достаточные объемы финансирования для реконструкции и строительства новых дорог. Но вот что мы ни предпринимаем, пока активного нового строительства даже по Москве нет.
Все автомобильные новости