Вчера игрокам «Анжи» был представлен новый главный тренер.
Честно говоря, сталкиваться с подобным масштабом конспирации мне не доводилось ни разу в своей журналистской карьере. Поздно вечером в четверг получил редакционное задание: наутро к 12.45 приехать в бизнес-аэропорт «Внуково-3» для разговора с будущим главным тренером «Анжи». Вот только имя и фамилия этого тренера из самых что ни на есть информированных источников вначале вовсе не назывались, а затем прозвучали: Фабио Капелло.
Каким же было мое изумление, когда за считаные минуты до прибытия предполагаемого Капелло в аэропорт просочились данные, что едет... Гус Хиддинк! Конечно, со стороны «Анжи» было бы еще эффектнее довести дезинформацию до логического суперзавершения: чтобы корреспондент «СЭ» вместе с коллегами с Первого канала вышел здороваться с итальянцем, а увидел перед собой голландца. Но это было бы уже слишком: хоть минимум времени на подготовку вопросов именно Хиддинку все-таки был нужен! Тем не менее после таких «загогулин» я до последнего был готов уже к чему угодно - вплоть до появления во «Внукове-3» кого-то третьего.
Но, увидев Гуса - ничуть не постаревшего со времен сборной России, бодрого, улыбающегося, тут же заказавшего фирменный капучино, - я испытал удивительное чувство, которое можно выразить двумя словами: «Папа вернулся». Уверен, еще более сильные эмоции после прилета Хиддинка на сбор «Анжи» в Турцию уже ощутили бронзовые призеры Euro-2008 Юрий Жирков с Владимиром Габуловым, в различных интервью в один голос заявлявшие, что когда-нибудь с удовольствием поработали бы с Гусом еще. Остальным же игрокам махачкалинского клуба предстоит по достоинству оценить этого тренера и, что не менее важно, человека.
Но это произойдет чуть позже. А сейчас Хиддинк, увидев в здании аэропорта корреспондента «СЭ», по-актерски накрывает голову пиджаком. А потом мы, как когда-то десятки раз, заказываем по чашечке капучино и начинаем беседу.
БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ КИТАЯ И МЕКСИКИ
- Гус, добро пожаловать в Россию, версия 2.0.!
- (По-русски.) Спасибо большое!
- А зачем такая конспирация?
- О, это не моя идея! Думаю, это просто небольшая игра, придуманная и разыгранная представителями «Анжи». Мне о ней рассказали, я ответил: «Хорошо, если вы так решили, будь по-вашему». Вчера Герман Ткаченко признался мне, что решил поступить именно так.
- Вы первый раз в России после расставания с нашей сборной?
- (Задумывается.) Да. С тех пор ни разу не был в стране, ставшей мне очень близкой, - ни как турист, ни в каком-то ином качестве. Тем более долгожданным получилось возвращение!
Вскоре после ухода из сборной России я получил предложение из Турции и начал работать там. И единственным периодом, когда мог думать о каких-то поездках, были четыре месяца с того момента в ноябре, когда мы с Турецкой федерацией футбола договорились не продлевать наши отношения. Впервые в тренерской карьере у меня возникла такая долгая пауза. И я соскучился по работе.
- Можете рассказать историю своих взаимоотношений с «Анжи» целиком? Начиная с конца прошлого года, когда, казалось, с вами уже обо всем договорились - и тут...
- Не помню, в какой конкретно день мне впервые позвонили, но это было в ноябре, уже после моего расставания с Турцией. Я ответил: «Хорошо, давайте поговорим». Герман Ткаченко приехал ко мне домой в Амстердам, и я изложил свои идеи, каким вижу «Анжи». Какое-то время назад об этом клубе ни я, ни большинство других людей в Европе не знали. Это клуб не прошлого, а будущего.
Сейчас он здорово поддерживается Сулейманом Керимовым. Но, по нашему мнению, одобренному во вчерашнем разговоре с самим владельцем «Анжи», нельзя ограничиваться одной первой командой и ее задачами! Нельзя зацикливаться только на Это'О, Роберто Карлосе и других топ-футболистах! Да, высокие амбиции - это прекрасно, но то, что было интересно мне, выходит за пределы узкого достижения результата.
По моему убеждению, футбол должен не только доставлять радость болельщикам, но и давать людям шанс. А именно - создавать возможности для развития футбола в регионе. Для роста молодых игроков, их тщательного скаутинга и последующего качественного образования - и футбольного, и общеобразовательного. Поэтому я сразу сказал: «Вы должны сделать больше, чем просто построить команду с высокими целями. Ибо футбол - больше, чем игра, в которой нужно занять первое место».
- С вами не согласились?
- Напротив, Ткаченко, с которым мы давно знакомы, полностью разделял мои взгляды. Он нанес мне визиты, по-моему, два раза, и на этих условиях я был готов принять «Анжи». Но потом вдруг внутри клуба началась какая-то история, к которой я уже не имел никакого отношения. Не знаю, что там точно происходило с назначением нового гендиректора и т.д., но в любом случае ситуация изменилась. Отмечу, что Герман прислал мне очень теплое и уважительное письмо, в котором было сказано: «Извини, но все пошло не по тому сценарию, который мы обсуждали». У меня не было никаких претензий: нет - значит, нет.
- А вы какие-то предварительные бумаги подписывали?
- Нет-нет. Для меня подписанный контракт не имеет такого уж большого значения - гораздо важнее собственно достижение договоренности. Но раз клуб выбрал иную философию и стратегию - это его дело.
В это же время начали поступать другие предложения из самых разных частей света - от Мексики до Китая. Со всего мира. Я решил взять пару месяцев паузы, чтобы принять взвешенное решение. И тут на днях со стороны «Анжи» последовало новое предложение: «Мы снова хотим с тобой поговорить». Зная этих людей много лет, согласился пообщаться вновь.
Тут мне и объяснили, что в клубе произошла реорганизация, прежнего главного тренера у команды больше нет, директора - как оказалось - тоже.
В ШТАБЕ БУДУТ И РОССИЙСКИЕ ТРЕНЕРЫ
- То есть перед вами извинились за прежние шараханья?
- Да, прозвучало от Германа: «Sorry». Но я ответил: не стоит извиняться, мне это не нужно. С этого момента началась «перезагрузка» наших отношений с «Анжи». Которая привела к тому, что я буду не только главным тренером, но и вице-президентом (хоть и не люблю громких названий и должностей) по развитию клуба. И входит в это понятие не только первая команда, но и детско-юношеская академия.
У меня уже к декабрю, когда мы с «Анжи» говорили изначально, был сформирован план работы в этом направлении. Мне помогают два опытных человека, которые прекрасно знакомы с процедурой строительства (в широком смысле этого слова) академий по всему миру. И идеи, которые есть у нас, должны помочь в том числе и всему дагестанскому региону.