«БелАЗ» готовится к производству беспилотных самосвалов - уже созданы первые опытные образцы таких автомобилей. Внешне они ничем не отличаются от обычных моделей, только вот водителя в кабине нет. Многотонной машиной дистанционно управляет диспетчер.
«БелАЗ» давно уже стал именем нарицательным. Это большие, очень большие, а с недавних пор и самые большие в мире машины. Их грузоподъемность - а конструкторы уже всерьез замахиваются на производство 360-тонного гиганта - на сегодняшний день ограничена только прочностью шин.
Тем не менее, инженерная мысль продолжает удивлять. Год назад автомобилестроители показали самосвал на дистанционном управлении. Правда тогда он мог только совершать простейшее - пуск двигателя, движения вперед и назад, разгрузку кузова. Сегодня же 130-тонная машина заметно «поумнела» и приобрела практически все необходимые для автономной работы навыки.
«Во многих хозяйствах режим работы 12-часовой. Один человек, изолированный, на высоте четырехэтажного дома, без кофеварки, без удобств, без родного начальника... И родилась идея именно самосвала, который управляется дистанционно - нам показалась, что она может решить эти проблемы. То есть труд водителя приравнивается к труду офисного работника», - рассказывает генеральный конструктор ПО «БелАЗ» - ОАО «БелАЗ», начальник научно-технического центра Александр Николаевич Егоров.
«БелАЗ» - машина не только большая по размерам, но и по географии применения. Работают они от Заполярья до азиатских пустынь - человек не всегда физически способен выдержать такие условия. Защитить водителя, сделать его труд эффективнее - такую задачу поставили перед собой инженеры.
«Вот - ключ в замке зажигания, поворот - и машина уже заведена»", - рассказывает водитель.
Хотя вообще-то водителей на «БелАЗе» нет. Правильно они называются здесь «оператор управления карьерным самосвалом». Но это первый самосвал, когда отсутствие водителя за рулем не пугает, а заранее предусмотрено конструктором. Ну, что ж, поехали!
Экспериментальное водительское место - точная копия кабины настоящего «БелАЗа». Если не слышать рев двигателя за стеклом операторской - полное ощущение, что это компьютерная игра. Заводской водитель-испытатель освоил виртуальное управление буквально за три дня.
«Мы называем их - роботы. Машина для молодежи. Почему для молодежи? Ну, потому что, сейчас люди интересуются больше компьютерами, видеоиграми, чем чем-то другим», - объясняет оператор «БелАЗа» Павел Жук.
Если инженеры решат главную проблему - телеметрию на дальние расстояния, - то первые образцы этих «беспилотников» поступят в продажу уже к концу года. И тогда произойдет настоящая автомобильная революция.
В перспективе изменится даже привычный вид этих гигантов - ведь необходимость в кабине для человека уже отсутствует. А вот словосочетание «женщина-водитель БелАЗа» может перекочевать из анекдотов в суровую реальность.
Все автомобильные новости