Юрий Петрович Любимов предрекает скорую смерть Театра на Таганке, который он оставил летом прошлого года. О том, почему режиссер, скорее всего, прав рассказывает обозреватель Григорий Заславский.
Говорили о Брехте: в выходные театр «Эрмитаж» сыграл премьеру по пьесе «Мамаша Кураж и ее дети», Любимова пригласили как одного из главных специалистов по творчеству этого немецкого драматурга-антифашиста.
Это понятно - со спектакля по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» привычно отсчитывают историю Театра на Таганке. Это не совсем правда, поскольку Театр на Таганке существовал и до того, как его возглавил в 64-ом году Юрий Петрович Любимов, и некоторые актеры - и Ронинсон, и другие, прославившиеся уже при Любимове, в этом, в ту пору не самом популярном московском театре, служили и до Любимова. Это, как и в театре Ленинского комсомола: - Збруев, например, работал там еще до прихода Марка Захарова, но прославился, конечно, в спектаклях Захарова.
Так вот, говорили про Брехта, портрет которого, кстати сказать, Любимов повесил в фойе театра, рядом со Станиславским, Вахтанговым и Мейерхольдом. Но, конечно, каждый все равно говорит о своем, про то, что его больше всего волнует. Совершенно понятно, что Юрия Петровича волнует Театр на Таганке, который при нем прославился на весь мир и из которого он ушел летом прошлого года. Юрий Петрович сказал, что Театр на Таганке, по его мнению, скоро закроется: «Он долго не проживет, что бы они там ни делали», - заявил режиссер.
Это понятно: точно так же любой человек с трудом может представить, что мир будет жить и после него. Но с Любимовым как раз есть смысл согласиться: по сути он, конечно, прав. Любимовская Таганка закончилась в тот самый момент, как театр покинул Любимов, а может быть даже и раньше - это уж историки театра решат. Вот он ушел, кстати сказать, а театр-то продолжает играть по-прежнему его спектакли и вряд ли скоро сумеет сменить репертуар, а уж о былой славе - и говорить не приходится.
Вообще-то честнее всего было, расставшись с Любимовым, признать, что история того театра, той Таганки - закончилась. Точка. И начинать новую - с новыми идеями, с новыми режиссерами. Новые режиссеры вроде бы в театр пришли, но за полгода выпустили по спектаклю - и оба, по старым лекалам, то есть, превращая Театр на Таганке в какой-то «Театр повторного спектакля», по образу и подобию когда-то существовавшего в Москве Кинотеатра повторного фильма.
А театр так жить, мне кажется, не может. Во всяком случае, - на государственные деньги. Так что прав Любимов. Старик, - как замечено было одним из героев пьесы Горького «На дне», - старик прав.