В эти дни в Берлине проходит 62-й международный кинофестиваль, входящий в тройку крупнейших мировых киносмотров.
В минувший уикенд все внимание папарацци и корреспондентов развлекательных изданий было приковано к Анджелине Джоли. Актриса, не снимавшаяся уже два года, представила в Берлине свой режиссерский дебют «В стране крови и меда». Впрочем, к сфере развлечений он не имеет никакого отношения.
Картина снята в Боснии, на сербохорватском языке, без участия международных звезд. Время действия - первая половина 90-х, последняя балканская война. В кадре - блокада Сараево, этнические чистки, массовые изнасилования, истребление мирного населения... В центре сюжета - история взаимного влечения и ненависти героини-мусульманки и сербского офицера. Фильм очень скромно прошел в американском независимом прокате (сборы 252,8 тысяч долларов), получил прохладные отзывы критики. И вот в Берлине состоялась международная премьера.
«Я знаю, что мой фильм трудно смотреть, но так и должно быть, - говорит Джоли. - Так и нужно показывать войну. Возможно, странно слышать такое от режиссера, но я считаю, что зрителям должно быть неудобно смотреть эту картину».
Смотреть ее действительно иногда неудобно, хотя и не в том смысле, который вкладывала в это слово режиссер-дебютант. Особенно неуместно выглядят эротические сцены, снятые на крупных планах в стиле видеоприложений к мужским журналам. Не помогают и неуклюжие диалоги, призванные наскоро объяснить зрителю, в чем суть конфликта двадцатилетней давности. «В стране крови и меда» вполне органично вписывается в благотворительную и правозащитную деятельность Джоли, но едва ли фильм достоин занять первую строчку в ее режиссерской фильмографии. Тем более что режиссерских навыков актриса оказалась не лишена. Как ни странно, проявились они не в душераздирающей любовной истории, а в крепкой постановке военных сцен, за которые Джоли можно выставить твердую четверку. И если впредь она забудет о своем звании ооновского посла доброй воли и больше внимания уделит сценарию и правде характеров, от нее можно ожидать вполне пристойных режиссерских работ.
Тем временем в конкурсной программе фестиваля появился первый очевидный фаворит - это фильм немецкого режиссера Кристиана Петцольда. Его любимый жанр - медитативный, вдумчивый триллер с непременной Ниной Хосс в главной роли - практически идеально воплощен в «Барбаре». 1980 год. Главная героиня, врач, стремится эмигрировать в Западную Германию, чтобы воссоединиться со своим возлюбленным. В наказание ее переводят на работу в захолустную больницу и окружают агентами штази. Возлюбленный не теряет надежды вызволить Барбару нелегальным путем, а она сама сталкивается с целым рядом обстоятельств (в их числе и врачебная загадка, вполне в стиле «Доктора Хауса»), из-за которых решение об эмиграции перестает выглядеть таким очевидным. Скупой, умный стиль Петцольда в сочетании с отличным сценарием, где все концы сводятся самым неожиданным образом, делает «Барбару» первоклассным жанровым фильмом. А серое, аккуратное убожество умирающего гэдээровского социализма придает жанру необходимое экзистенциальное измерение.
Российских картин в конкурсе нет, но сегодня вечером состоится премьера «Машины Джейн Мэнсфилд» Билли Боба Торнтона, с которой продюсер Александр Роднянский собирается начать свое завоевание американского и мирового кинорынка. А вчера в Панораме прошла премьера «Конвоя» Алексея Мизгирева (продюсер Павел Лунгин).
Наиболее совершенной картиной фестиваля пока остается «Отсрочка» уругвайского режиссера Родриго Пла. Эту внешне непритязательную мелодраму о старике, которого отчаявшаяся дочь пытается сдать в богадельню, отличает высочайшее качество режиссуры. «Отсрочка» вводит в берлинский контекст тему старости и смерти, которая в очередной раз становится самой актуальной для авторского кино. Ведь уже через три месяца нас ожидает каннская премьера «Любви» Михаэля Ханеке, главным героям которой - за 80.