Дорого и неэффективно. Так кинематографисты охарактеризовали съемки в России на форуме «Россия-2012». Москву снимают не в столице, а в Белоруссии, Чехии или Румынии. Отказываются работать в России и зарубежные съемочные группы. Ольга Подолян о том, что нужно изменить, чтобы российские и зарубежные продюсеры снимали в России.
После выхода на широкие экраны фильма «Амели» на Монмартр потянулись толпы туристов, а квартиры в этом районе взлетели в цене. В Нью-Йорке проводили экскурсии по местам съемок «Секса в большом городе». В Таиланде туристов возят на остров, где снимали картину «Пляж» с Леонардо Ди Каприо. А в Стокгольме огромной популярностью пользуется экскурсия по местам, где разворачивается действие романа и фильма «Девушка с татуировкой дракона».
Чтобы увидеть, как снимают Москву, нужно отправиться в Минск, Прагу или Будапешт. Режиссер Федор Бондарчук в рамках Форума «Россия 2012» признался, что предпочитает снимать в Белоруссии. Получается намного дешевле и качественнее.
Минск, шутя, называют российской киностолицей. В Белоруссии практически полностью снимали сериалы «Каменская», «Апостол», «Вольф Мессинг», фильмы «Пирамида», «Любовник», «Мой сводный брат Франкенштейн». Режиссер Андрей Кавун снимал в Белоруссии сериал «Курсанты», часть фильма «Охота на пиранью».
Он говорит, что сегодня там очень комфортно снимать, но условия могут измениться:
«Там нет такого обилия рекламы, транспорта. Но эта лавочка тоже рано или поздно закроется, когда там начнется развитие, он насытится рекламой, он насытится машинами. И Минск перестанет быть псевдо-Москвой, и нам придется еще что-то искать».
О том, что в российской столице можно снимать только Москву сегодняшнюю, говорит и глава Мосфильма Карен Шахназаров. Снимать историческое кино в столице практически невозможно, продолжает режиссер:
«Москву снимают в провинциальных городах - Кострома, Ярославль, Нижний Новгород. Архитектурный стиль этих городов схож со старым московским. Многие так сейчас делают».
О съемках в Москве кинематографисты вообще говорят, как о чем-то из области фантастики. А в случае с режиссером Валерием Тодоровским - о том, что ему удалось невозможное. Для фильма «Стиляги» он смог добиться разрешения на съемки на Тверской. Ради картины перекрыли улицу. Но отснять сцены в московском метро режиссер так и не смог:
«Москва - город тяжелый для кино: дорого, тяжелая система для согласований. Сцену в метро мы снимали в Санкт-Петербурге, в Москве нам запретили снимать, ни за какие деньги».
В картине «Горячие новости» часть сцен тоже снимали в Москве. В то, что нам удастся снять экшн-сцены в городе, мало, кто верил, - вспоминает продюсер фильма Сэм Клебанов:
«Когда мы написали сценарий, нам говорили, что в Москве это снять нереально, ищи Смоленск, Тулу. Но снять в Москве нам все-таки удалось, но для этого надо много усилий: договоренностей, знакомств, связей».
Снимать в Москве еще и очень дорого. Даже создатели высокобюджетных картин предпочитают снимать Москву за пределами столицы. Так, интерьеры Кремля в фильме «Миссия невыполнима. Протокол "Фантом" снимали в Праге.
Впрочем, кинематографисты считают, что Москву можно сделать привлекательной для российских и зарубежных съемочных групп. Нужны финансовые стимулы, способные привлечь продюсеров и кинокомиссии, которые занимались бы организационными вопросами, связанными со съемками. Это мировая практика, при которой кино снимают благодаря, а не вопреки.