Банкротство «Ланта-тур вояж» может привести к пересмотру отношений между государством, туристической отраслью и путешественниками. Представители турбизнеса готовы стать подконтрольными в обмен на господдержку. Они же предлагают страховать каждую путевку
Скандал, связанный с несостоятельностью крупнейшего туроператора «Ланта-тур вояж», обозначил многие болевые точки российского турбизнеса: нехватка собственных средств, трудности с получением кредита, недостаточное взаимопонимание с авиакомпаниями и страховщиками, природные катаклизмы, «арабские весны».
Так, например, только в результате проблем с «Ланта-тур вояж» в этом году и банкротства «Капитал-тура» в прошлом пострадало порядка 8 тысяч туристов. Всего в зарубежные туры ежегодно отправляется 12 млн россиян, и никто из них не застрахован от неприятностей.
Сама «Ланта-тур», напомним, объясняла возникшие сложности тем, что «Мастер-банк» отказал компании в дополнительном кредите.
Ранее в интервью источник BFM.ru в туристической отрасли посетовал на то, что авиакомпании вынуждали «Ланту» вместе с блоками мест на популярных направлениях в довесок выкупать «кресла» на направлениях, пользующихся небольшим спросом.
Но президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов такой сценарий подвергает сомнению: «Мы работаем на очень серьёзных объёмах. И я не могу подтвердить эту версию. Мы работаем с авиакомпанией "Трансаэро" и получаем столько кресел, сколько нам нужно. И если мы посчитали этой зимой, что рынок Вьетнама или Гоа будет низкорентабельным, то мы заказали минимальное количество кресел».
По мнению Кузнецова, проблемы «Ланта-тур вояж» могли возникнуть из-за дисбаланса продаж туров в летний и зимний сезоны. «В зимний период, когда обороты снижаются, туроператор может испытывать определённые потребности в дополнительных средствах. И если он не находит дополнительных ресурсов в виде банковских средств, например, то он может быть вынужден наращивать оборот, неоправданно с точки зрения рентабельности бизнеса».
Значительно портят имидж российской туриндустрии зарубежные партнёры, не выполняющие своих обязательств перед туристами, заявили участники круглого стола по проблемам отрасли, состоявшегося 2 февраля в РИА «Новости».
Туроператоры даже вынуждены были создать «черный список» гостиниц, которые подвели «Ланта-тур вояж» и заставляли туристов самостоятельно оплачивать проживание. Об этом, в частности, говорил в ходе круглого стола генеральный директор «Пак груп» Илья Иткин.
У российских туроператоров есть сложности и со страховыми компаниями. Проблем с выплатами пострадавшим туристам можно было бы избежать в том случае, если бы каждая путёвка страховалась индивидуально, считают они. Впрочем, представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина полагает, что страховщики не пойдут на это из-за трудоемкости процесса.
Туроператоры признались, что им мешает работать и «агрессивная окружающая среда»: природные катаклизмы, социальные изменения. «Мы живем в очень агрессивной, очень подвижной, неустойчивой среде, - комментирует ситуацию генеральный директор DSBW Карен Гончаров. - Кто знал, что такое произойдет в Египте и этот рынок просто исчезнет? И такие "египты" происходят фактически каждый год, каждый месяц».
Сторонние наблюдатели уверены, что есть и субъективные причины проблем в российском турбизнесе. О них, в частности, рассказали в письме в главе МВД Рашиду Нургалиеву представители банка МФК Михаила Прохорова.В документе говорится, что многие российские туроператоры строят свой бизнес по принципу финансовой пирамиды, и с этим следует бороться.
Выплыли за государственный счет
Между тем, государство очень быстро отреагировало на проблемы с «Ланта-тур вояж». События 1 февраля развивались стремительно: сначала Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела по статье «мошенничество», затем в защиту туроператора выступил премьер Путин, а к вечеру стало известно:ВТБ предоставит «Ланта-тур вояж» кредит в размере 7 млн долларов сроком на пять лет.
Практика, когда государство помогает туристам, не уникальное российское явление, отмечает независимый эксперт по туризму Эдуард Кузнецов. «Великобритания, страна с древней историей парламентаризма, - рассказывает он. - 2008 год, ещё до активной волны кризиса. Обанкротился третий по величине туроператор XL Lesure. 250 тысяч пострадавших туристов. Их премьер тогда тоже принимал решение вывозить туристов судами ВМФ Великобритании».
Однако мнения относительно суперактивности госструктур в случае с «Лантой» расходятся. Генеральный директор компании TEZ Tour Владимир Каганер полагает, что государство увидело беспомощность туроператора. По его словам, руководители «Капитал-тур» больше держали ситуацию в руках. «Они говорили: "Делаем, делаем, делаем". Вопрос, насколько эффективно, но они держали ситуацию в руках. К сожалению, с "Ланта-тур", видимо, власти не увидели, что ситуация контролируется», - заявил он BFM.ru.
Иной точки зрения придерживается президент медиа-холдинга «БАНКО», руководитель сети «ТБГ.Туристические бренды» Татьяна Дмитрова: «Видимо, такое специальное отношение государства к международному туризму вызвано было тем, что средства, которые вносят туристы, они всё равно уходят за границу. Поэтому [раньше] государству эта отрасль была не очень интересна».
По мнению Карена Гончарова, обанкротиться может любая компания, а помочь пострадавшим гражданам - задача государства. «В рыночной экономике происходят, к сожалению, банкротства по чисто рыночным причинам. Любое банкротство - момент истины, когда компания, не выдерживая рыночной конкуренции, уходит. Вопрос в том, как государство в таких ситуациях защищает права своих граждан. У нас существует законодательство, по которому туроператор должен иметь финансовую гарантию. В большинстве случаев этой гарантии хватало».
Кстати, в случае с «Лантой-тур», по словам начальника управления страхования выезжающих за рубеж МСК Натальи Кучеровой, у еще не успевших уехать из России клиентов компании есть шанс получить 15-20% компенсации.
Представитель РСТ Ирина Тюрина предлагает «холить и лелеять надежду» на бОльшую компенсацию, потому как, во-первых, сумма долга и фингарантий компании разнятся незначительно, во-вторых, остаётся шанс, что не все пострадавшие туристы захотят и смогут подготовить необходимые для получения компенсации документы.
Отрасль готова пожертвовать свободой
Представители туристической отрасли видят несколько способов выхода из кризисной ситуации. И все они, так или иначе, сводятся к необходимости контроля со стороны государства, сторонней организации или отраслевого объединения.
Первое, на чем настаивают туроператоры - это возможность отдельного страхования каждой путёвки. «Такое страхование повысит доверие клиентов к отрасли. А также снимет проблему, которую мы сейчас наблюдаем с "Ланта-тур", когда люди боятся, что им не хватит финансовой гарантии в 100 миллионов рублей и бегут занимать очередь в страховую компанию», - сказал генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. Потенциально такая возможность существует, отмечает Наталья Кучерова из МСК, но для реализации её требуется внести изменения в законодательство.
Ещё один вариант решения проблемы - создание так называемых саморегулируемых организаций (СРО), которые следили бы за соблюдением стандартов работы, проводили проверки и имели возможность исключать ненадёжных партнёров. Ответственность друг за друга позволит влиять и на себестоимость продукта, надеются эксперты.
Кроме того, дополнительный контроль позволит избежать проявлений недобросовестной конкуренции и демпинга со стороны некоторых крупных компаний, выразил надежду генеральный директор компании «Ассент тревел» Игорь Козлов.
Несмотря на непростую ситуацию в отрасли, эксперты единогласно утверждают, что резкого снижения интереса к групповому туризму из-за банкротства «Ланта-тур вояж» не произойдёт.
На сегодня количество туристов, отправляющихся путешествовать самостоятельно, не превышает 20%, и оно, конечно, будет расти, но постепенно. Эксперт Эдуард Кузнецов говорит, что, отказавшись от услуг профессионалов, туристы рискуют попасть в отель, где идет ремонт, или забронировать неудачно расположенный номер, от чего он был бы застрахован, купив путёвку и заранее обсудив все вопросы с представителем агентства.
Гендиректор «Асент трэвел» Игорь Козлов в интервью BFM.ru признался, что видит будущее туриндустрии за компаниями, которые предложат туристу широкое поле для самостоятельных решений и смогут обеспечить не только перелёт, трансфер и отель, но и досуг отдыхающих.
Все новости о путешествиях