Компании, вывозящие бытовые отходы, не могут нормально попасть на новый полигон ТБО
Владивосток, 2 февраля, PrimaMedia. Во Владивостоке разворачивается «мусорная» война. Компании, специализирующиеся на вывозе бытовых отходов, не могут нормально попасть на новый полигон ТБО. Из-за этого они вынуждены загружать мусоросжигательный завод, который способен взять лишь 20% от всех отходов, пишет еженедельник «Конкурент».
Оператор полигона ООО «Востокстройсервис» не видит надвигающегося кризиса, а всю вину перекладывает на власть. Чем и когда закончится конфликт, никто не знает.
Новое мусороперерабатывающее предприятие ввели в эксплуатацию в декабре 2011 года. По задумке кураторов подпрограммы «Развитие Владивостока как международного центра сотрудничества в АТР», полигон должен был решить проблему «горевшей» свалки на Горностае. Но пока чуда не произошло. Полигон уже работает, но крупногабаритный и строительный мусор все равно везут в Артем, на мусоросжигательный завод.
По словам участников рынка, это связано с непонятной «экономикой» ТБО.
Действующий тариф на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов - 21,08 рублей за 1 м3. Есть постановление департамента по тарифам Приморского края, что тариф на утилизацию отходов на полигоне должен быть увеличен в 3,5 раза, до 81 рубля с НДС, но начало его действия временно приостановили. Некоторые компании сообщили корр. «К», что полигон запрашивает за свои услуги 100-120 рублей за 1 м3. «Услышав такую сумму, мы, естественно, повесили трубку», - признались в одной компании.
Алексей Животовский, генеральный директор экологической ассоциации «Клевер»: «Представьте, если один день полигон не работает, то весь транспорт перенаправляется на мусоросжигательный завод, который в состоянии переработать только около 20% отходов, образующихся в городе. За день завод забивается мусором "под завязку", и в течение нескольких дней сортируют горы отходов. А мусор остается во дворах. Плюс есть общие ограничения по приему. Например, большегрузные мусоровозы не могут заехать на спецзавод по техническим причинам. Поэтому основным местом для мусора должен стать новый полигон. Но при строительстве должен быть решен и вопрос финансирования его последующей эксплуатации».
Нынешние тарифы, на основании которых жители города платят за вывоз и утилизацию отходов, уверяет Животовский, не смогут покрыть увеличения стоимости утилизации. Поэтому, скорее всего, произойдет увеличение тарифов для населения и предприятий. Почему полигон не работает в нужном режиме и с нужными тарифами?
Антон Бибиков, заместитель генерального директора ООО «Востокстройсервис», директор комплекса по утилизации и переработке ТБО во Владивостоке: «Отсутствие законодательства, регулирующего мусороперерабатывающую деятельность, - основное препятствие в развитии отрасли. В государстве реализуются единичные проекты (Сочи, Новокузнецк, Владивосток), а системной политики, которая бы регулировала "жизнь" отходов, начиная с момента их образования и заканчивая циклами сбора, транспортировки, сортировки, превращения во вторичный ресурс, - нет, платформа не создана.
На рынке вывоза отходов большая конкуренция. Но она нездоровая. Помимо лицензированных игроков, немало частников, работающих на этом рынке нелегально. Лицензированное предприятие, прогибаясь в ценах на свои услуги, зарабатывает немного. Этот факт не позволяет производить своевременное обновление автопарка мусоровозов и прочего оборудования, не говоря уже о внедрении более современных машин. Происходит это потому, что нет единого регулирующего органа, наподобие СРО. На мой взгляд, в городе с населением до 1 млн человек должно быть не более 3-4 сильных игроков, работающих не только по рыночным правилам, но и регулируемых местными органами власти.
Прежде чем закрыть любую нелегальную свалку, государству необходимо обеспечить альтернативу. Иначе получится замкнутый круг, и новая свалка образуется за следующим поворотом. Специалисты кричат о тысячах несанкционированных свалок по России, о необходимости их ликвидации и наказании виновных, но для начала нужна альтернатива, куда направить мусоропоток».
То, что навести порядок со свалками необходимо, понимают все. Но пока это только разговоры в пользу бедных. «Большие объемы - главный интерес сотрудничества с жилыми домами, - объясняет Животовский. - Хотя тарифная ставка здесь всегда ниже, чем у "коммерческого" мусора, зато объемы его таковы, что не позволяет много заработать или хотя бы выходить "в ноль".
"Вопросы экологии мало кого волнуют, поэтому в большинстве своем жители и частники-мусоровозы всегда найдут лазейки, чтобы мусорить несанкционированно", - считает Денис Майоров, директор ООО "Трубочист".
Юрий Начесов, директор мусоросжигательного Cпецзавода №1: "Вообще за вывоз мусора должен отвечать муниципалитет. Но то, что коммерсанты проникают на этот рынок, я рассматриваю положительно. Все-таки мусорный бизнес несет пользу обществу. Ну а тарифы должны быть урегулированы на государственном уровне. Если этих тарифов не хватает на покрытие затрат, то нужно искать источники финансирования".
Как рассказывает Бибиков, добросовестный перевозчик отходов заинтересован в качестве своих услуг, а именно стабильности вывоза.
"Основная проблема в сбоях - отсутствие транспортной инфраструктуры, в т.ч. и внутридомовых подъездных путей, - сказал он. - По причине пробок на дорогах мусоровывозящие компании разрабатывают графики вывоза в ночное время и ранним утром. Как правило, основной объем мусора жители выбрасывают в баки утром, когда идут на работу. К полудню мусорные баки снова заполняются. А мусоровоз, при самом лучшем раскладе, может сделать всего три ходки за день.
Как нацпроекты „Образование" или „Здоровье", должен появиться и нацпроект „Экология". В него должны войти, помимо прочего, конкретные шаги развития мусоропереребатывающей отрасли (именно как отрасли!), получение альтернативного топлива из отходов, рычаги стимулирования предприятий отрасли мусоропереработки - как залог прогресса, формирование инвестиционных фондов, средства которых будут состоять из отчислений предприятий-импортеров товаров на территорию РФ, и прочее".
Евгений Харчев, инженер ООО "Примтехнополис": "В соответствии с законодательством РФ в сфере природопользования захоронение ртутьсодержащих отходов (отработанных ртутных и энергосберегающих ламп, ртутных термометров и пр.) запрещено. Данные отходы юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать лицензированным предприятиям для последующего обезвреживания.
На сегодняшний день отсутствует механизм регулирования обращения населения с данными отходами.
Граждане, не задумываясь, бросают в контейнер для твердых бытовых отходов ртутные лампы, термометры и не подозревают, что это одни из самых опасных отходов (1-й класс), которые способны вызывать раковые заболевания. На мой взгляд, необходимо создание законопроектов, регламентирующих обращение граждан с отходами".
Как считает Начесов, селективный сбор - то, к чему стоит двигаться, но в ближайшее время народ не будет перебирать мусор. Привить экологическую культуру по ускоренной программе, чтобы успеть к саммиту, не получится. "Меняется ли у людей отношение к отходам? Наверное, меняется. Я в этих „мусорных делах" уже 10 лет. По крайней мере, люди понимают, что за вывоз мусора нужно платить. Но культуры в отношении отходов у людей еще нет, - считает Начесов. - Мусор выбрасывают из окна, в лес...
Ситуация исправится, если у населения появится чувство гордости за страну. Кто хочет жить в мусоре?
Для этого необходимо в школьную образовательную программу ввести понятие экологической безопасности. В первую очередь надо к детям обращаться. Взрослых уже не вылечить.
Русский человек не будет сортировать мусор даже на бытовом уровне. Скажем, искать пункт утилизации израсходованных батареек, бутылок или пластика в наших условиях - это проявление в высшей степени нерационального поведения. Мусор - это мусор, его надо уничтожить".
О том, что у жителей Владивостоке нет культуры в отношении отходов, свидетельствуют и несанкционированные свалки, которые возникают на улицах Владивостока. О том, как местная власть пытается бороться со стихийными свалками, РИА PrimaMedia сообщало в фоторепортаже на эту тему.