Мировые рынки вяло реагируют в эти дни на перспективу введения с лета нынешнего года Евросоюзом эмбарго на импорт нефти из Ирана. Так, цены на «черное золото» сохраняли в последние семь торговых сессий тенденцию к падению.
Сегодня крупнейшие мировые торговые площадки также открылись в условиях дальнейшего обесценивания нефти при цене барреля эталонной смеси Брент в 111 долларов.
Эта неопределенная реакция рынков на отказ Евросоюза от иранской нефти является следствием того, что эмбарго является лишь одним из элементов более широкой игры Запада против Ирана, которая ставит своей целью смену в этой стране режима, отмечают независимые специалисты. «Нефть - один из рычагов, которые сейчас задействованы с тем, чтобы ослабить нынешний политический истеблишмент Ирана и вызвать его крах», - заявил корр. ИТАР-ТАСС аналитик влиятельной исследовательской службы «Открытая Европа».
На заседании в Брюсселе 23 января министры иностранных дел стран Евросоюза приняли решение ввести с 1 июля запрет на импорт из Ирана сырой нефти. Состоявший в минувший понедельник в бельгийской столице чрезвычайный саммит ЕС подтвердил данное решение.
Таким образом, эмбарго на импорт Евросоюзом нефти из Ирана стало неизбежным.
Дополнительные пять месяцев потребовались ЕС для того, чтобы найти замену иранской нефти. Как показывает нынешнее развитие событий, страны Евросоюза не встречают особых проблем с решением данной задачи.
Так, британская газета «Файнэншл таймс» приводит сегодня заявление министра нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али ибн Ибрагим ан-Нуайми о том, что Эр-Рияд «компенсирует нехватку нефти на мировых рынках, если она создастся на них в ближайшее время».
В минувшем году Евросоюз ввозил в сутки 500 тыс баррелей иранской нефти. Согласно подсчетам, данные потери могут быть компенсированы за счет увеличения импорта нефти из Саудовской Аравии, Ливии и Ирака.
Однако, согласно полученной корр. ИТАР-ТАСС информации, закупаемая ЕС дополнительная нефть из Ливии и Ирака, которая имеет мало серных примесей, должна быть затем обменена на сорта, аналогичные иранскому. Подобную нефть производят сейчас Саудовская Аравия, Кувейт и Россия.
Без этого обмена ряд крупнейших нефтеперегонных заводов Евросоюза не смогут работать, так как их технологический цикл рассчитан на иранскую нефть с повышенным содержанием серы.
Тем не менее, уровень мировых цен на нефть свидетельствует о том, что Евросоюз уже нашел пути замены иранской нефти на равнозначную по качеству, но из альтернативных источников.
Это подтверждает и неожиданная реакция Ирана, который не смог быстро ответить на решение ЕС о предстоящем введении эмбарго. Так, уже вечером 23 января представитель Исламской республики Иран /ИРИ/ заявил, что Тегеран немедленно прекратит поставки нефти в страны Евросоюза.
Однако соответствующее постановление в последний момент было снято в минувшее воскресенье с голосования в парламенте Ирана. На Западе подобный ход событий расценили как «проявление слабости в позиции Ирана».
На Евросоюз сейчас приходится около 18 проц от общего экспорта Ираном своей нефти. Потеря европейского рынка создаст для Тегерана серьезные проблемы, следствием чего станет падение на мировом рынке цен на иранскую нефть, отмечают специалисты лондонского Сити.
Иран получает 80 проц доходов в твердой валюте от нефтяного экспорта. При этом доходы госбюджета ИРИ на 50 проц состоят от поступлений от продажи «черного золота». Тем самым Иран в высшей мере уязвим как от колебаний мировых цен на нефть, так и от потерь внешних рынков сбыта.
Как отмечают в Евросоюзе, именно этим объясняется тот факт, что Тегеран проявляет двусмысленность в своих заявлениях относительно намерения заблокировать Ормузский пролив в случае введения ЕС эмбарго на импорт иранской нефти.
При начале беспрецедентных по своему размаху декабрьских военно-морских маневров в западной части Индийского океана военное командование ИРИ заявляло, что Ормузский пролив будет также легко закрыт, как «выпит стакан воды». Однако позднее ряд представителей правительства Ирана опровергли наличие планов по блокированию международных морских путей в проливе, соединяющем Персидский залив с Индийским океаном.
По Ормузскому проливу проходит около 40 проц от общего мирового нефтяного экспорта, перевозимого на морском транспорте.
В целях не допустить блокады этого важнейшего стратегического морского пути США и страны Запада приступили в последние недели к наращиванию в Персидском заливе и при входе в него своей военно-морской группировки, которая включает авианосцы и ударные подводные лодки.
При этом западные лидеры не перестают предупреждать Иран, что любые попытки перекрыть и блокировать Ормузский пролив будут пресекаться «жесткими и решительными мерами» на основе принципа свободы мореплавания и свободы мировой торговли.
Ситуация с нефтяным эмбарго и угрозами блокады Персидского залива развивается в условиях нового роста напряжения вокруг ядерной энергетической программы Ирана. Как сообщает американская газета «Уолл-стрит джорнэл», специалисты США сейчас увеличивают пробивную силу 14-тонных бомб MOP /Massive Ordnance Penetrator/ с тем, чтобы получить возможность ликвидировать любые из имеющихся целей на территории Ирана, включая подземные заводские цеха по обогащению урана, находящиеся под защитой горных базальтовых пород.
«Предсказать последствия для мировой экономики, в том числе и нефтяного рынка, возможной атаки Запада на ядерные объекты Ирана не может никто, - заявил корр. ИТАР-ТАСС аналитик "Открытой Европы". - Именно поэтому рынки сейчас не реагируют на развитие событий вокруг Ирана, которые характеризуются ими как непредвиденные. В результате никто сейчас не может определить "иранскую наценку" в цене барреля нефти.
В этих условиях цена на нефть будет следовать в ближайшие недели за геополитическим ходом событий в регионе Ближнего Востока. И только когда станет ясен сценарий, можно ждать немедленной ценовой реакции рынков».
Таким образом, будущая цена на нефть во многом сейчас зависит от того, какие решения примут в ближайшие недели и месяцы мировые политики.
Посмотреть курс валют