А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.

Позиция свободного художника зашла в тупик

Известный дизайнер Владивостока рассказал о современном искусстве и о том, как должен выглядеть наш город

Справка РИА «Дейта»: Павел Шугуров -художник, работающий в городском пространстве. Вместе с творческой группой «33+1» и молодыми художниками он занимается росписью подпорных стен, фасадов домов, изготовлением уличных скульптур и инсталляций. Учился в Санкт-Петербурге в Художественно-промышленной академии (Мухе). Сейчас занимает должность начальника отдела дизайна городской среды управления архитектуры и градостроительства администрации Владивостока.

Павел, зачем нужно то, что вы делаете?

С городским дизайном, как и с архитектурой, в нашем городе ситуация очень запущенная. Владивосток нуждается в систематизации подхода к его облику. С этим и в советское время было напряженно, а в перестроечное и постперестроечное вообще все погрузилось в хаос. Я очень ценю в наших людях инициативность, но руководствуясь принципом «кто что хочет, тот то и делает» мы уже перестали быть со-обществом, перестали быть горожанами. Хочет, например, управляющая компания покрасить дом в розовый цвет, и красит. Вне зависимости от того, как это будет выглядеть, не будет ли этот дом разрушать архитектурный облик целой сопки или района. Поэтому все это нуждается в упорядочивании и более цивилизованном подходе.


Уличный дизайн - это и колористика города, и наружная реклама, и цвет брусчатки... но давайте поговорим об искусстве. Искусство должно быть элитарным или наоборот обращаться к широким слоям населения?

Я считаю, что острие современного искусства находится как раз таки в общественном пространстве. Но это пространство, где живут люди далекие от искусства. Творческая работа по смешиванию мировоззрений и вкусов разных слоёв общества, умелая «игра» на эмоциях с главной задачей - завести в горожанах внутренние силы к созиданию, к объединению - это и есть то искусство, которым стоит заниматься.

Посвятив несколько лет выставочной деятельности в галереях современного искусства, побывав на различных фестивалях, я понял, что позиция «свободного художника» развилась до максимума и, в то же самое время, зашла в тупик. Сейчас художнику позволено все: он может хоть голый по потолку скакать - это будет творческим актом, современным искусством. Честно говоря, смотреть на это после нескольких лет уже не интересно. И эти «субъективные переживания» перестают тебя трогать. Какого бы накала они не были, если даже человек режет себя, предположим, на куски или ставит вопрос о самоубийстве, как акте искусства - неинтересно. Этого стало слишком много, потерялась острота, и лишилось смысла.

Проекты, которые реализуются на улицах города, преобразующие среду и общество, делать намного интереснее, и, я думаю, важнее.


Проект «посвящение Шебеко»

Когда человек идет в галерею, он идет туда «за искусством». Но когда он идет по улице, он к этому не готов. Приходится ли подстраиваться как-то под это?

Общественный вкус довольно усредненный. Но это не идет в разрез со стратегией искусства уличных художников. Это одна из задач, с которыми нужно работать. Такая же, например, как архитектурная ситуация, в которую мы «входим», ее динамика, ее функция, или история и мифология места. Мы знаем, что люди, которые будут видеть наши работы, не готовы к восприятию искусства. Мы должны предсказать, как они будут трактовать объект нашего искусства, и сыграть на этом. И чем больше мы заложим разных точек восприятия, тем успешнее получится произведение. Только так оно сможет стать интересным, актуальным и шедевральным.

Проект «Обитатели Миллионки»: «Японский городовой»

Как же все-таки привлечь внимание людей?

Главный метод уличного искусства заключается в том, чтобы постоянно менять методы. Вот, например, Бэнкси (псевдоним скандально известного английского андерграундного художника граффити и политического активиста, чья личность не установлена - прим. ред.) заметно стал использовать трафаретную технику, позволяющую очень быстро нанести изображение на стену. Но если вы хотите привлечь внимание, то сделать это трафаретом едва ли получится, придется придумать что-то новое.

Для вас не возникало противоречия между работой для себя и работой за деньги?

Такого вопроса давно нет. Деньги, воля заказчика - это еще одно из условий проекта, такое же, как вкусовые пристрастия зрителей-прохожих или сложные условия среды. Самое главное, какое произведение в итоге получилось: хорошее или нет. А заработал ты на этом или «свои» пришлось тратить - этот вопрос «за скобками». Вообще искусство, это то, что одухотворяет все, что угодно, делая даже из мусора нечто невообразимо ценное. Сколько стоит холст и краски - копейки, а тоже самое после прикосновения таланта Ван Гога?

Насколько жестким является контроль уличного искусства со стороны Администрации?

Администрация выступает как орган, которому жители доверили право управлять их городом. Она, по сути, выражает общественное мнение города. Поэтому власть должна учитывать все возможные контексты, трактовки тех произведений, которые предлагается реализовать на улицах. Анализировать, не оскорбит ли это какие-либо социальные группы, будет ли уместным здесь и сейчас, стоит ли потраченных средств.


Проект «Обитатели Миллионки»: «Китаец - водонос»

А что касается художественного аспекта?

Профессиональный художник всё это должен брать во внимание и «играть» на этом. Его произведение может быть и должно быть вызовом, вопросом для общества, иначе оно бессмысленно, но оно не должно реализовываться путем оскорбления, унижения. В нашей среде это считается дурным тоном, приравнивается к пустому декораторству, типа «цветочков» на стенах.

Часто не допускают какие-нибудь проекты к реализации в городе?

Была у нас такая задумка: в районе Чуркина сделать табличку с указателем «До Сан-Франциско столько-то км», которая указывала бы в сторону моря. Но на этом месте мы осуществили проект «Новый поворот» - надпись расположена вдоль трассы, которая ведет к объектам Саммита, к острову Русскому, ну и вроде символизирует новый поворот, новый виток в истории района. А идея «Сан-Франциско» лично мне в обсуждении с художниками показалась не патриотичной. Тем более на волне того, что многие продолжают отсюда уезжать... я уж не знаю - почему... что и кому может не нравится в этом городе, где сбываются все мечты. В общем, мне показалось, что такой указатель не очень уместен. Эскиз остался и чем больше я на него смотрю, тем больше мне кажется, что это хорошая, в меру ироничная идея.

А есть и такие работы, которые допустили, и они вызвали в обществе странный резонанс. Например, подпорная стена на Покровском парке, работа «Задира-дэнс» арт-группы «3kp». Старшее поколение, например, считает, что это издевательство над городом. А молодежь воспринимает вполне позитивно. Здесь же все связано с эстетикой восприятия. Если целое поколение выросло на советском реализме, то, очевидно, что они такое искусство воспринимают вообще как интервенцию. Хотя уже несколько поколений, которые выросли на современной, более агрессивной эстетике. И для них это нормально. Опять же, вопрос «уместности» такой графики в центре города... тоже двоякий: с одной стороны Покровский храм недалеко, с другой - ребята из этой арт-группы - выпускники кафедры дизайна Универа, который архитектурно связан со стеной. Думаю эта работа - удачный пример произведения, которое вызывает диалог. Так же важно, что она - временная, и уже в этом году на ее месте появится другая роспись.

Работа «Задира-дэнс» арт-группы «3kp»

Как вы думаете, не получается ли так, что яркой «обложкой», вы отвлекаете внимание от реальных проблем: красивые дома снаружи - трухлявые внутри?

Нет... мы проблемы не маскируем. Например, временность росписей на подпорных стенах обусловлена тем, что таких стен во Владивостоке огромное количество, капитальный ремонт их стоит очень дорого. Программой капитального ремонта охватывается около пяти стен в год... всего-то. Остальные стены, те которые особенно заметны, но на которые нет денег отдаются под роспись молодым художникам. Для города - «фишка», и реализация потенциала творческих сил и амбиций на благо города. Я думаю, совершенно ясно, что в городе каждый должен заниматься своим делом. Дело художников - это качество рисунков. Надеюсь, что дворники, дорожники, водители автобусов, будут стремиться делать свою работу с таким же энтузиазмом и стремлением к качеству, и одна из задач городского искусства их к этому подвигать, вдохновлять.

Вы привлекаете для росписи стен молодых художников, а сами участвуете в этом?

Участвую, но немного... в формате мастер-классов. Все-таки школа у нас - слабая, приходится многое поправлять. Как художнику мне росписи на стенах уже не интересны просто, как масштабный факт. Я уже километры этих стен в своей жизни разрисовал. Хочется чего-то другого: масштабного... комплексного оформления целой сопки или района, или, наоборот, чего-то камерного, в размерах маленького дворика, но с отточенной идеей и графикой, в чём сам «дух места» нашел бы воплощение.

Роспись 333 и одна человеко-гусеница Какие ближайшие творческие планы?

Готовлюсь утверждать в нашей Думе программу развития монументального искусства. Ни один город России не может похвастаться системным подходом в этом виде деятельности, поддержанным на государственном уровне. Везде в России городское искусство - это либо инициатива художников, либо пристрастие кого-то чиновника или бизнесмена, обусловленное его личным вкусом. У нас будет продуманная программа, в которой расписаны действия на несколько лет. Подпорные стены, глухие фасады - для временных проектов, экспериментов молодежи, поиску своего Владивостокского языка, понятного и художникам и горожанам. Также будут заложены деньги на памятники и скульптуры тем людям и событиям, которые этого достойны и память, о которых давно ждет увековечивания - это и Щетинина, и Арсеньев, и Завойко; а так же мифологическим персонажам - Соньке Золотой ручке, Штирлицу, Золотой рыбке - корюшке. Найдется место и абстрактным композициям. Надеюсь, депутаты нас поддержат, и в городе начнется планированная работа по насыщению пространства образами, делающими его знакомым, близки, родным.