Коллектив завода потерял уверенность в завтрашнем дне, вернуть которую может только сильная воля высшего руководства, считает Владимир Егоров
Хабаровск, 30 января, AmurMedia.
Коллектив Амурского судостроительного завода потерял уверенность в завтрашнем дне, считает председатель заводского профсоюзного комитета Владимир Егоров. Он заявил корр. РИА AmurMedia, что вернуть стабильность предприятию может только сильная воля высшего руководства.
Этот год в Амурском судостроительном снова начали на мажорной ноте. От РИА AmurMedia напомним, что очередную надежду на исправление сложной финансовой ситуации на АСЗ в регионе связывают с процедурой банкротства, которая началась здесь в декабре прошлого года.
Только ленивый не говорил в последний год о поддержке судостроителей. Вот и на прошлой неделе на предприятии побывал глава Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко. С 2010 года ОСК принадлежит чуть более 77% капитала предприятия. Вместе с губернатором Вячеславом Шпортом Троценко осмотрел мощности предприятия, а затем провел совещание, посвященное ситуации на заводе. Об этом визите и сделанных в его ходе заявлениях подробно писал «Коммерсант Хабаровск».
Роман Троценко подчеркнул, что у АСЗ есть серьезное отставание по срокам сдачи судов.
«У завода нет проблемы отсутствия заказов. Проблема в том, что завод не успевает эти заказы выполнять.
Те объекты, которые должны быть сданы заказчику в 2012 году, у нас выполнены где-то на 20%, где-то на 30%. При этом заказчики платят как часы»,- заявил Троценко.
Сейчас АСЗ строит суда как для ВМФ, так и по гражданским заказам. По предварительным данным, в 2011 году продукции отгружено на 60% больше, чем в 2010-м. Однако Роман Троценко все равно был недоволен: по его словам, у предприятия есть потребность в привлечении еще 1,2 тыс. работников, но за счет жителей Комсомольска-на-Амуре решить эту задачу невозможно - «рынок труда не позволяет», и их придется везти из других регионов.
Имеющийся коллектив глава ОСК также раскритиковал: «Несколько лет незагрузки завода заказами отучили людей работать, и сейчас работники демотивированы», - отметил он, упомянув также «низкое качество управления» и «общую неорганизованность рабочего процесса».
Однако у коллектива - свое мнение насчет своего якобы нежелания работать.
«Меня больше всего коробит позиция высшего руководства, будто трудовой коллектив сам виноват в сложившейся ситуации. Как мы можем быть виноваты в том, что нам попросту не дают работу? То, что сегодня называется Амурским судостроительным заводом - это две тысячи работников. В лучшие годы здесь работало 20 тысяч человек. Ощущаете разницу? В Комсомольске половина города работала у нас, половина - на КнААПО. Если у нас отдельный цех был под тысячу человек», - рассказал РИА AmurMedia председатель профкома АСЗ Владимир Егоров.
В прошлом году на торжественном собрании по поводу 75-летнего юбилея предприятия спикер краевой думы Сергей Хохлов горячо поздравлял коллектив и отмечал большой потенциал завода:
«В настоящее время вам предстоит выполнить серьезную работу - завод обеспечен международными и отечественными заказами. Это позволит сохранить позиции в числе ведущих предприятий отрасли и выйти на новый уровень развития. Знаю, столь сложная задача вам по плечу, учитывая огромный потенциал Амурского судостроительного завода», - говорил Хохлов.
Так ли огромен потенциал завода сегодня? Со слов председателя профкома АЗС Владимира Егорова, основные фонды предприятия изношены и завод нуждается в модернизации. Только после этого он сможет стать конкурентоспособным.
«Постоянно обещают взять завод под крыло государства. Уверенность у коллектива уже потеряна. Какое там завтра? Дай Бог, сегодня прожить. Нужна сильная воля высшего руководства. Каждый год начинаем за здравие и заканчиваем за упокой: к концу года все сходит на нет. В апреле будет ровно три года, как нас обнадеживают и тешат перспективами», - сетует Владимир Егоров.
При этом банкротство не может стать стопроцентной гарантией оздоровления производства. В Хабаровском крае в свое время запущенная на «Дальавиа» процедура банкротства должна была пролить свет на дальнейшую судьбу авиаперевозчика. Эксперты считали, что банкротство хабаровского авиаперевозчика не должно помешать его включению в состав «Авиалиний России». Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак не исключал, что покупателями активов «Дальавиа» могут выступить «Ростехнологии» или «Владивосток Авиа». Глава аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев был уверен, что активы «Дальавиа» перед передачей другому собственнику должны быть обязательно очищены от претензий, чтобы упростить дальнейшие отношения с кредиторами, и процедура банкротства этому способна помочь.
Однако к чему привела «благая» процедура банкротства «Дальавиа», мы знаем: сотни людей остались без работы.
Более того, лишившись любимой работы и оказавшись в трудной финансовой ситуации, бывшая стюардесса «Дальавиа» Юлия Демишина свела счеты с жизнью, выбросившись из окна своего дома.
«Не осталось ничего из социальной инфраструктуры завода. В прошлом году лишились загородного оздоровительного лагеря. Его же надо на что-то содержать. Прибыль нужна», - говорит о сегодняшних реалиях Амурского судостроительного профсоюзный лидер.
Коллектив уже не верит, что будет найден эффективный способ: «Каждый год мы начинаем на мажорной ноте. Нам рапортуют, что есть заказы, что мы обеспечены работой, а потом выясняется, что они не финансируются. Мы до сих пор сокращаем штат сотрудников. Молодых на работу не берем, поэтому средний возраст - слегка за сорок. Мы не жалуемся на зарплату, она выплачивается стабильно. Но это удается сделать за счет пресловутой оптимизации. Народ сокращаем, вот и есть деньги на зарплату оставшимся. Не приведи господь, если еще и платить перестанут. Говорят, что само существование завода не выгодно. Дескать, Амур мелеет, и корабли невозможно вывести на реку. Да мы за все годы работы никогда суда своим ходом не выводили», - говорит председатель профкома АСЗ Владимир Егоров.