На Чукотке началось эпохальное строительство федеральной трассы, которая впервые свяжет регион с дорожной сетью страны. На прокладку 1800 километров в суровых климатических условиях уйдет около 30 лет, на что власти готовы потратить 150 млрд рублей. Одни эксперты считают, что дорога даст толчок к развитию региона, другие настаивают, что прокладка полотна в условиях вечной мерзлоты нецелесообразна.
На территории Чукотского автономного округа началось строительство федеральной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь, которая в перспективе должна будет обеспечить круглогодичную транспортную связь региона с дорожной сетью Дальнего Востока, сообщает администрация Чукотки. Реализация проекта происходит в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Чукотского автономного округа на 2010-2013 годы».
Как сообщил начальник государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа» Александр Кожухов, подрядчик ООО «Инкомнефтеремонт» уже приступил к строительству первого 30-километрового участка автодороги, которая пройдет от поселка Комсомольский до города Билибино. К месту проведения работ стянуты более 30 единиц дорожно-строительной техники, введен в эксплуатацию вахтовый поселок.
Дорога пройдет через несколько горных перевалов в условиях вечной мерзлоты. На 2012 год в также запланировано строительство еще одного отрезка протяженностью 23 километра.
Согласно проектной документации, дорога будет низшей, V категории, то есть ее не заасфальтируют и она пройдет по естественному грунту. Поверхность будут обрабатывать специальными добавками, связующими грунт и повышающими стойкость верхнего слоя. Ширина однополосной проезжей части составит 4,5 метра. При этом ее оборудуют барьерными и снегозащитными ограждениями, сигнальными столбиками и дорожными знаками. Ограничение скорости - 60 км/ч.
Объем финансирования на строительство этих двух участков до 2013 года включительно составит 1,92 млрд руб., из которых 1,65 млрд руб. - средства федерального бюджета. Общая протяженность всей трассы составит более 1800 километров. При этом, по предварительным подсчетам, стоимость реализации проекта оценивается в 150 млрд рублей. «Общероссийский народный фронт» прогнозирует, что дорогу будут строить в течение 30 лет.
В итоге дорога вольется в трассу «Колыма», которая соединяет Якутск и Магадан. При этом «Колыма» сейчас также не имеет асфальтобетонного покрытия и проложена щебнем.
«Возможно, в будущем действительно случится так, что будет проложена автодорожная связь между Анадырем и трассой "Колыма", - делает аккуратный прогноз "Газете.Ru" советник главы Росавтодора Андрей Меньшов. - Строительство этих небольших участков предусмотрено было транспортной стратегией до 2030 года, но сейчас будут вноситься коррективы в эту транспортную стратегию, и по их результатам можно будет судить, сколько лет понадобится на строительство. Сейчас же делаются только первые маленькие шажки».
При этом чиновник отмечает, что вряд ли дорога будет покрыта асфальтом.
«Вполне возможно, там зимника хватит, - говорит Меньшов. - С учетом трафика и погодных условий укладка верхнего асфальтобетонного слоя там нецелесообразна. Но если будет расти трафик и потребность людей и коммерческих организаций, то будем строить и развивать».
Около половины территории Чукотки находится за Полярным кругом. Площадь региона составляет 721,5 тыс. км², это 4,2% территории России. Продолжительность зимы здесь составляет 10 месяцев, и повсеместно распространена вечная мерзлота. Зимой температура воздуха падает ниже 60 градусов. Лето короткое, дождливое и холодное (не выше 14 градусов): иногда идет снегопад, на отдельных территориях снег не успевает растаять. Поэтому сейчас единственным круглогодичным видом транспорта, обеспечивающим связь Чукотки с другими регионами, является авиация. При этом население региона насчитывает всего 50,5 тыс. человек.
Чукотку отличает самая низкая автомобилизация по стране: на 1000 жителей приходится всего 59 машин (для сравнения, в Москве - 313). Дороги с твердым покрытием есть только в крупных городах. На остальной территории используются так называемые зимники, которые можно использовать только при минусовой температуре, летом такие дороги размывает.
Единственным внутрирегиональным перевозчиком на Чукотке является компания «Чукотавиа», которая осуществляет регулярное сообщение между столицей автономного округа, районными центрами и другими населенными пунктами. Авиапарк компании насчитывает всего 4 самолета Ан-24 и Ан-26 и 10 вертолетов Ми-8. Средний пассажиропоток за год - 40 тыс. человек. Рейсы из Москвы в Анадырь ходят в среднем раз в неделю.
Например, в феврале билет в одну сторону до Анадыря будет стоить 58 тыс. рублей. При этом рейсы постоянно отменяются из-за плохой погоды. Железнодорожного сообщения на Чукотке нет.
Строительство другой эпохальной трассы - «Амур» между Читой и Хабаровском - длилось 44 года. Ее протяженность составила 2097 километров, а общая стоимость - около 200 млрд рублей. По оценкам Росавтодора, строительство одного километра дороги обходилось в среднем в 50 млн рублей. Некоторые участки дороги строились в условиях сплошной и островной мерзлоты. Первый заместитель директора Росавтодора по Дальнему Востоку Наиль Назмутдинов, который строил «Амур», говорит, что строительство дороги от Чукотки до «Колымы» будет еще сложнее из-за более суровых климатических условий. «Там всего не более трех месяцев в году можно работать: в сентябре уже морозы, а в мае еще снег», - сказал он «Газете.Ru».
Эксперты считают, что именно дорога может стать ключевым фактором развития инвестиционной привлекательности региона. В частности, планируется, что новая трасса пройдет рядом с крупным месторождением меди Песчанка с прогнозными запасами 27 млн тонн меди и 1600 тонн золота.
«Строители к сложностям адаптированы, единственное, когда строишь в условиях вечной мерзлоты, иногда проскакивает брак, - рассказал "Газете.Ru" президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций "Родос" Олег Скворцов. - Авиация не заменит дорогу и служит для оперативной связи.
Если посчитать средства, которые идут на зимний завоз - когда завозят все от топлива до еды (в год обходится примерно в 3 млрд рублей), это очень дорого и помимо всего требует складирования, хранения. Если посчитать в комплексе эти затраты, то дорога выгоднее. Без наземной связи это анклав. Дорога даст мощный толчок к развитию региона».
Однако еще один собеседник в дорожной отрасли считает, что проект строительства дороги неосуществим. «Если посмотреть на карту, то человек в здравом уме не предположит, что Чукотку можно соединить с Магаданом федеральной автомобильной дорогой, - говорит он. - Там можно построить зимник, который будет служить еще 100 лет. Там холодно все время. Тысячи паромов и самолетов будут дешевле и эффективнее, чем строительство новой дороги».
Автор: Евгений Шипилов
Все автомобильные новости