Вчера был официально оформлен переход Вагнера Лав из ЦСКА во «Фламенго». Контракт 27-летнего нападающего с клубом из Рио-де-Жанейро рассчитан до декабря 2014 года. По нашим сведениям, бразильцы заплатят армейцам за форварда с синими косичками почти 10 миллионов евро.
- По соглашению сторон, сумма и все детали перехода являются конфиденциальными, - сказал генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев корреспонденту «СЭ» Дмитрию АФОНИНУ. - Мы удовлетворены условиями перехода. Мы обещали Вагнеру пойти на уступки с учетом его заслуг - и идем ему навстречу. Переговоры шли довольно долго и непросто. Но в итоге, повторю, мы добились таких условий, которые изначально были озвучены, хотя и отдаем себе отчет в том, что, если бы Вагнер уехал в европейский клуб (а это тоже было возможно), сумма трансфера была бы больше. Но в Бразилии есть свои плюсы для Вагнера: он мечтал вернуться на родину - и мы согласились его отпустить.
«Фламенго» получил фантастического игрока, а главное, Вагнер счастлив. Мы, безусловно, ему благодарны и желаем удачи, но убежден, что рано или поздно наше сотрудничество продолжится: может быть, он к нам еще вернется и выступит в роли функционера или селекционера...
- Будет ли устроена церемония расставания с бразильцем?
- Мы ее планируем. Только теперь организовать ее сложнее, потому что нужно координировать наши задумки с «Фламенго». У этого клуба свой календарь, а помимо чемпионата он играет еще и в Кубке Либертадорес.
- Будет ли ЦСКА в связи с уходом Вагнера искать еще одного нападающего? Или эту потерю в какой-то мере должен компенсировать приход Мусы?
- Уход Вагнера для нас не сюрприз. Было очевидно, что это рано или поздно случится. И вообще это, вероятно, рекорд для бразильцев - провести семь лет в клубе, да еще показывая такие фантастические результаты. Найти с ходу адекватную замену Вагнеру невозможно. Потому что, на мой взгляд, это один из лучших нападающих мира, таких игроков можно пересчитать по пальцам одной руки. Будем стараться, искать. Надеюсь, что со временем молодые ребята, тот же Муса смогут заменить Вагнера. С другой стороны, команда у нас боеспособная, тот же Думбья идет даже с небольшим опережением бомбардирского графика Вагнера и, надеюсь, со временем займет достойное место.
Вчера же на официальном сайте ЦСКА Вагнер Лав попрощался с командой и ее болельщиками:
- Невозможно описать словами все, что я пережил за эти годы, но я все же попробую. Я увожу с собой из России самые теплые воспоминания. Все семь лет я чувствовал любовь и поддержку как со стороны клуба, так и со стороны болельщиков. Я всем сердцем полюбил ЦСКА и сроднился с ним. Нет сомнений в том, что я не стал бы тем, кто есть, если бы не перешел в свое время в эту команду. Это были великолепные годы - мы выиграли массу титулов! Но в еще большей степени я ценю то, как ко мне здесь относились. Отдельное спасибо нашим болельщикам, которые всегда меня поддерживали, даже когда у меня далеко не все получалось.
Почти в то же время слова Вагнера появились и на официальном сайте «Фламенго»:
- Сегодня у меня двойная радость: я во «Фла» и моей маме исполнилось 55 лет! Мое возвращение в Бразилию - подарок ей. Переговоры позади - теперь я буду выступать за клуб, которому принадлежит мое сердце. Я пришел надолго и хочу побеждать, побеждать и побеждать.
Напомним, что Вагнер Лав выступал за московских армейцев с 2004 года. Он забил 117 мячей в 244 матчах. Стоит также отметить, что бразилец уже защищал цвета «Фла» (29 матчей, 23 гола) - в 2010 году, когда ЦСКА отдавал его туда в аренду.
Не будет преувеличением сказать, что самым близким человеком в России для Вагнера Лав был переводчик армейского клуба Максим Головлев. Он ведь не только выполнял свои прямые обязанности в строгие временные рамки рабочего дня, но и помогал бразильцу, как и другим своим подопечным, во всех житейских вопросах - от банального выбора блюд в ресторане до общения с гаишниками (как правило, по телефону), иной раз останавливавших футболиста за нарушение правил вождения. Не случайно одна из первых фраз, которую легионеры заучивали: «Сколько денег?» - чтобы лишний раз не беспокоить Максима своим звонком. Бок о бок с Вагнером Головлев провел больше, чем с кем-либо из иностранцев, - семь с половиной лет.
- Вам грустно? - спросил вчера корреспондент «СЭ» Максима.
- Конечно, грустно. Изначально у нас были рабочие отношения, но, когда столько лет изо дня в день общаешься с человеком, они вполне естественным образом превращаются в неформальные. Мы стали товарищами. А потому на душе немного тоскливо оттого, что Вага покидает ЦСКА. Ведь мы вместе съели не один пуд соли, через многое прошли. Это потеря не только для клуба, который расстался с одним из лучших своих футболистов, но и лично для меня.
- Можно назвать вас друзьями?
- Думаю, да. Я лучше других в команде его знал, понимал его юмор, шутки. Быть может, даже все переживания. Так долго я ни с кем не работал. А за такой срок ты уже относишься к нему, как к родному. Президент нашего клуба всегда считал Вагнера сыном, а я, можно сказать, своим братом.
- Вы уже попрощались?
- Да. Он сейчас, если не ошибаюсь, уже на пути в аэропорт (разговор с Головлевым состоялся вчера вечером. - Прим. А.М.). Он мне сказал большое спасибо за семь с лишним лет доброй и верной работы: «Благодарю тебя, что ты все эти годы меня терпел. У меня было столько нервных срывов, да и прочих сложностей, но ты, Макс, всегда помогал, работал крайне профессионально, с тобой приятно иметь дело». Я ему ответил: «Во-первых, с твоим отъездом, как ни крути, уходит эпоха, а во-вторых, я расстаюсь с другом. В то же время видеть тебя здесь несчастным, переживающим я не мог, у меня сердце сжималось. Поэтому рад, что все между собой договорились».
- При расставании слезы не навернулись?
- Нет. Мы же не навсегда с ним расстаемся! Знаю, что он достиг, чего хотел, обрел счастье. Он с начала минувшего года говорил, что мечтает играть на родине. И сейчас получит такую возможность. Сколько раз слышал от него, как он хочет быть рядом со своей семьей, со своими детьми, финансовый вопрос его не интересовал.
- Что прежде всего вспоминается, когда мысленно окидываете взглядом весь этот период совместного пребывания в ЦСКА? - очередной вопрос переводчику ЦСКА Максиму Головлеву.
- Я тут солидарен с Вагой - победа в Кубке УЕФА в 2005 году. Она очень важна для всех нас. Помню, как Вага тогда радовался! Это запомнится навсегда.
- А за пределами поля?
- Отмечу порядочность Ваги, доброту. Всегда готов всем помочь. Человек чести, открытая душа. Никогда не плетет никаких интриг, за спиной ничего не говорит. Если ему что-то не нравится - сразу говорит об этом в глаза. Он радуется или огорчается, но делает это искренне.
- Какой самый яркий эпизод с участием Вагнера вызывает у вас улыбку?
- Ух, с ходу и не вспомнишь! Много всего смешного было, особенно поначалу, когда он осваивался. Потому он уже стал практически русским.
- Он по-русски хоть научился говорить?
- Если ему надо, он запросто это делает. Скажем, спокойно вызывает такси, объясняет водителю, куда и во сколько ехать. Вот сейчас он прилетал в Россию и никого о помощи не просил - сам все делал.
- Созваниваться будете?
- Конечно. Это и греет.
- В гости он к себе приглашал?
- Приглашал. Всегда, говорит, мой дом для тебя открыт. Уверен, это не дежурная фраза. Стоит сказать только: «Встречай, Вага, я еду». И тут же услышу в ответ: «Давай, я тебя встречаю».
- ЦСКА покинул последний бразилец. Но ваша карьера в клубе продолжится?
- Надеюсь. Ведь помимо Вагнера у меня есть англо- и испаноговорящие подопечные. За время работы в клубе освоил и эти два языка: испанский в полной мере, английский - почти, совершенствую его. Здесь шесть футболистов, говорящих на английском, и трое испанцев - два физиотерапевта и тренер по физподготовке. Так что работы хватит и после отъезда Ваги.
Александр МАРТАНОВ