Не успела мировая экономика оправиться от первой волны финансового кризиса, как эксперты заговорили о новой угрозе - возможном крахе небольших нефтегазовых компаний, занимающихся добычей сланцевого газа в США. Сами бизнесмены, напротив, настроены оптимистично и предрекают большие перемены на энергетическом рынке - благодаря появлению сланцевой нефти.
С начала 2012 года стоимость газа в США упала на 22,3%. За 1 миллион британских термальных единиц (28,26 кубометра) в Нью-Йорке давали чуть больше $2,3. Это минимальный с февраля 2002 года уровень. Для сравнения: стоимость газа в Москве составляет около $3,5 за 1 млн британских термальных единиц.
Российские эксперты отмечают, что сейчас цена сланцевого газа в США ($3-4) существенно ниже уровня рентабельности. Причем это далеко не предел, учитывая относительно мягкую зиму в Северном полушарии. По мнению аналитика «Инвесткафе» Алексея Пухаева, цены вполне могут упасть и до $1.
Конечно, в нынешних тяжелых финансовых условиях низкая стоимость одного из базовых видов ресурсов только на руку американской промышленности. Однако нефтегазовые компании за последние три года потратили миллиарды долларов на разработку месторождений газа, и «дыры» в балансе в условиях второй волны экономического кризиса им тоже ни к чему.
«Серьезные убытки могут понести и крупные игроки, учитывая фантастический объем вложений. В конце 2009 года компания ExxonMobil купила за $31 млрд XTO Energy, в 2010 году Royal Dutch Shell вложила $4,7 млрд в EastResources, а в 2011 году BHP Billiton приобрела за $12,1 млрд компанию Petrohawk. Выиграют лишь те, кто сможет продержаться в период низких цен», - полагает Пухаев.
В начале 2000-х сланцевые проекты казались сверхперспективными, поскольку при горизонтальном бурении первые кубометры газа доставались относительно дешево. Но по мере продвижения вглубь земных пород себестоимость сланцевых проектов повышается. В результате предложение росло, а рентабельность снижалась. «Для горизонтального бурения производители вынуждены задействовать огромные территории и уходить все дальше и дальше», - сообщил корреспонденту «Росбалта» генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Эйфория среди сторонников сланцевого газа связана с низкими ценами. Но главная проблема любого спотового рынка - его непредсказуемость. Сегодня цена газа на американском рынке ниже, чем себестоимость его производства на большинстве месторождений, и ниже, чем прогнозная цена на основных крупных потенциальных месторождениях нетрадиционного газа, прежде всего, сланцевого», - отметил эксперт.
По мнению старшего аналитика ИФК «Метрополь» Сергея Вахрамеева, производители сланцевого газа сами себя загоняют в тупик, поскольку у них очень высоки капитальные затраты, и они не генерируют свободных денежных потоков. «Может быть, они найдут технологии, которые позволят снизить себестоимость добычи. Но наиболее вероятным сценарием является их (компаний) банкротство», - полагает эксперт.
Представители американского нефтегазового бизнеса настроены, напротив, весьма оптимистично. «Да, стоимость газа на рынке снижается. Но одновременно снижаются затраты на его добычу. Если еще 4 года назад скважина стоила $12-15 млн, то сейчас всего $4-5 млн. Через какое-то время она будет стоит $2,5-3 млн. Усовершенствовались и технологии. Если раньше в одном "колене" делали 5 гидроразрывов, то сейчас 30. Это снижает себестоимость добычи сланцевого газа», - сообщил корреспонденту «Росбалта» представитель нефтегазовой компании, занимающейся добычей топлива в двух штатах США.
Кроме того, сланцевый бизнес стал получать поддержку со стороны американских финансовых институтов. Если раньше банки неохотно давали кредиты, то сейчас дело сдвинулось с мертвой точки.
Сланцевый газ произвел революцию в газовой отрасли США. В 2009 году Штаты даже сумели обогнать традиционного лидера отрасли - Россию. И это произошло именно благодаря развитию добычи сланцевого газа. Правда, уже в 2010-м Россия сумела вернуть себе лидерство, существенно нарастив добычу.
В Европе, где цена на газ превышает $400 за тысячу кубов (или $11,3 за 1 млн британских термальных единиц), пока осторожно относятся к проектам в области разведки и добычи сланцевого газа. В середине 2011 года Франция законодательно запретила проводить гидроразрыв пласта (впрыскивание в сланцевые пласты под большим давлением воды, смешанной с песком и химикатами), таким образом сделав невозможной добычу сланцевого газа существующими методами. Великобритания приостановила глубокую разработку грунта в районе города Блэкпул после небольших колебаний почвы. Запретила гидроразрыв и Болгария - из-за угрозы загрязнения грунтовых вод и акватории Черного моря.
Однако, по словам представителей бизнеса, угроза грунтовым водам возможна лишь при проведении добычи ресурсов на небольших глубинах - до 1 км. Если же речь идет о добыче сырья на глубине 3 и более км, то такой угрозы не существует.
Если в Европе все-таки начнется добыча сланцевого газа, это может существенно подорвать позиции российского «Газпрома». Ведь, помимо вышеупомянутых стран, сланцевые бассейны есть в Польше, в Румынии, на Украине и в Германии.
Кроме того, следует учитывать, что в ближайшее время в США может начаться новый бум - сланцевой нефти. Представители отрасли полагают, что уже в течение 5 лет Штаты смогут благодаря внутренним источникам покрыть большую часть своих потребностей в импорте «черного золота».
Появление на европейском рынке сланцевой нефти будет крайне неприятным сюрпризом для российского бюджета. А массовое появление новых игроков и вовсе способно обрушить рынок. К тому же, по оценкам бизнесменов, по себестоимости нефть из традиционных источников проигрывает сланцевой. Так, в Техасе себестоимость добычи нефти из сланцев составляет $10-18 за баррель, в Сибири - около $22 за баррель.
Владислав Кузьмичев