В России для грузоотправителей будет введен принцип «бери и плати»
Принцип оплаты потребителем гарантированного объема товаров или услуг, применяемый газовиками и нефтетранспортными компаниями, может распространиться на железнодорожные перевозки.
Во время визита Владимира Путина в Кемеровскую область сегодня должно быть подписано соглашение «О развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, необходимой для реализации проектов территориального и промышленного развития» между 25 крупными промышленными компаниями, РЖД и Внешэкономбанком (ВЭБ). Об этом газете «Коммерсантъ» сообщили источники в правительстве и компаниях.
Во время визита Путина также должна быть утверждена в целом одобренная еще в апреле 2011 года «Долгосрочная программа развития угольной промышленности на период до 2030 года».
Согласно тексту соглашения, плановый объем перевозок угольной отрасли должен соответствовать ее производству, предусмотренному «Долгосрочной программой развития угольной отрасли до 2030 года». А именно: 355 млн тонн угля к 2015 году, 380 млн тонн к 2020 году и 430 млн тонн к 2030 году. В настоящее время железная дорога в полной мере не справляется с объемами добываемого угля (в 2011 году - 335 млн тонн), подчеркивает издание. Особенно острый недостаток транспортных мощностей в обеспечении новых проектов и на подъездах к портам.
Схожие проблемы испытывают грузоотправители в других отраслях, в том числе металлурги, нефтяники и химики. Поэтому кроме угольщиков (СУЭК, «СДС-Угля», «Сибуглемета», «Белона», Кузбасской топливной компании, «Востсибугля» и «Кузбассразрезугля») соглашение «О развитии инфраструктуры...» подпишут горно-металлургические, химические и нефтяные компании (ММК, НЛМК, «Северсталь», «Металлоинвест», «Мечел», Evraz, «Русал», «Уралхим», СИБУР, «Еврохим», «Фосагро», «Уралкалий», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», ТНК-ВР, «Русснефть», «Славнефть» и «Башнефть»).
В документе говорится, что в случае убыточности для РЖД какого-либо проекта развития инфраструктуры или невозможности его финансирования со стороны монополии она вместе с промышленными компаниями и органами власти субъектов федерации будет разрабатывать концепцию проекта и добиваться его реализации на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) за счет бюджетных ассигнований или на кредиты от ВЭБа. Перед подачей заявки в ВЭБ РЖД и грузоотправитель, нуждающийся в расширении инфраструктуры в том или ином месте, заключат специальный договор. РЖД при этом будет обязано обеспечить выполнение проекта расширения инфраструктуры и обеспечить безусловный прием грузов в согласованных объемах. Грузоотправитель, в свою очередь, пообещает определенный объем грузов. «В случае предъявления к перевозке меньших объемов грузов» промышленная компания доплатит ОАО РЖД «суммы, соответствующие размеру инфраструктурной составляющей провозной платы за перевозку неосвоенных объемов груза», говорится в соглашении (сейчас составляет 55-70% от гостарифов на перевозки).
Таким образом, заявил газете источник, знакомый с ходом подготовки соглашения, для грузоотправителей будет введен принцип «бери и плати», который должен гарантировать РЖД стабильный грузопоток и компенсации в случае недобора объемов по перевозкам. По итогам сегодняшнего визита Путина Минтрансу, Минэкономики, ОАО РЖД и ВЭБу будет поручено подготовить предложения по конкретным проектам до 1 мая, знает собеседник газеты.
По оценке источника издания, знакомого с подготовкой документа, общая потребность РЖД в инвестициях на проекты расширения железнодорожной инфраструктуры в период до 2020 года может составить от 20 млрд до 30 млрд долларов сверх утвержденной инвестпрограммы.
Все автомобильные новости