Несмотря на нехватку в аптеках Петербурга льготных препаратов, чиновники утверждают: поводов для паники нет. При этом инвалиды вынуждены собирать деньги на дорогостоящие препараты в соцсетях.
Сегодня в Комитете по здравоохранению Петербурга прокомментировали ситуацию с лекарствами льготникам и объяснили, почему в начале каждого года возникают проблемы с поставками в аптеки. Ситуацию назвали управляемой и медикаментов в городе хватает. Персонально в Смольном разбираются с 95 жалобами, поступившими с начала января.
По словам чиновников, сейчас в городе каждый день проходит несколько аукционов, по итогам которых с фирмами заключаются новые контракты - всего заявлено больше 120 торгов. Одновременно с этим аптеки принимают лекарства и тратят много времени на их проверку.
Делать все это раньше, как говорят в комитете, невозможно. Во-первых, потому что не переверстать статьи в бюджете. Во-вторых, поскольку в таком случае не выяснить, сколько лекарств останется с прошлого года.
Лариса Громова, генеральный директор ОАО «Центральная фармацевтическая база Санкт-Петербурга»: «Я хочу обратиться к льготникам. Дорогие наши льготники, мы вас очень уважаем, мы хотим, чтобы у вас были все лекарства. Потерпите немножечко. У нас будет все.
Это точно так же, как вы переезжаете с квартиры на квартиру. Вот у нас приблизительно такая же ситуация. Нам надо, как говорится, забрать мебель с одной квартиры и перевезти на другую, расставить ее и спокойно жить».
Между тем льготникам ничего больше не остается, как терпеть немного или столько, сколько потребуется. У сотен людей страдающих различными серьезными заболеваниями выбора нет. Правда есть, в этой сложной ситуации редкие, но исключения.
Жительнице Приморского района Любови Ковпак - инвалиду 1-й группы - лекарство для лечения рассеянного склероза чиновники привезли на дом. Но только Любови и только после того, как узнали, что к больной едет телевизионная съемочная группа.
С льготниками, для которых лекарства превратились в дефицит, встретилась корреспондент НТВ Наталья Дубровская.
Уже несколько недель Любовь Ковпак находится между жизнью и смертью. Инвалид 1-й группы страдает рассеянным склерозом. Приостановить заболевание, разрушающее иммунную систему, может только израильский препарат «Копаксон-Тева», аналогов которому нет.
Любовь Ковпак, инвалид 1-й группы: «От этого зависит качество нервного импульса. И, сами понимаете, если нервного импульса не будет, то не будет вообще ничего. И, в конце концов, это сводится к тому, что не будет вообще ничего».
С середины января аптека, где «Копаксон» выдают по льготному рецепту, закрыта. Первой, о том, что лекарства нет и неизвестно, когда будет, узнала мама Любы, приехав за жизненно необходимым препаратом после новогодних праздников.
Валентина Ковпак, мать инвалида 1-й группы: «Я просто заплакала. Там еще женщина была, тоже плакала. Возраст у нас такой. Мы стояли и плакали. За эти минут 10 еще человек восемь подошли, телефон списали, вздохнули и пошли».
Единственная возможность продолжить лечение - купить препарат. Только вот его рыночная стоимость доходит до 48 тысяч рублей. Позволить себе приобрести «Копаксон» на таких условиях инвалиду или пенсионерам при всем желании невозможно.
Помогли подруги Любы по техникуму. Они собрали деньги по знакомым и в социальных сетях. Свою помощь предложили сотни неравнодушных людей. Теперь небольшой запас препарата у Любы есть.
Наталья Абдуллина, подруга Любы Ковпак: «Как с такими людьми вообще обращается государство! Люба такой человек, что не будет просить о помощи. И мы об этом узнали совершенно случайно. Раз уже она написала, что помогите, то это точно вилы».
Интернет-пользователи помогли и страдающему диабетом Павлу Богданову. Ему подарили коробку инсулина. Лекарства в аптеке для федеральных льготников Московского района нет с начала года. Как и тест-полосок для измерения уровня сахара в крови. По нормам, показатели необходимо проверять четыре раза в день.
Павел Богданов, диабетик: «Ситуация не только инсулином для диабетиков, а и с тест-полосками для определения уровня сахара в крови. В конце года их нет, потому что лимит. А это тоже людям важно, надо знать, сколько тебе колоть. Тест-полосок нет уже несколько месяцев. Они стоят приличные деньги - до тысячи рублей за коробочку. И это повторяется из года в год, потому что кто-то не может составить план, не может определиться с закупками».
Предотвратить дефицит льготных лекарств можно, если документация по проведению конкурсов на их поставку и распределение по аптечной сети будет подготовлена заранее, уверен вице-спикер Законодательного собрания. Но даже если бы это было сделано вовремя, резерва закупленных в прошлом году медикаментов все равно бы не хватило. Предугадать, в какую сторону изменится количество льготников, нельзя.
Павел Солтан, член Совета по делам инвалидов при председателе Совета федерации РФ: «Это так нужно исхитриться, потому что на финансовый год есть определенная сумма, и мы не можем в нарушение бюджетного законодательства закупить больше. Это идет нарушение. Это должно быть законодательно урегулировано. Чтобы люди, не делая благо жителям города, должны были нарушать закон».
Прежде всего, считают в городском парламенте, необходимы изменения федерального законодательства. Согласно закону о госзакупках, тендеры на приобретение лекарств для льготников можно проводить только раз в год. Если увеличить этот срок хотя бы до трех лет, а также получить деньги на то, чтобы заранее покупать льготные лекарства, то проблему удалось бы решить.
Работу над изменением федерального закона планируют начать сразу после президентских выборов. Если сроки не сдвинут, то, возможно, уже в следующем году льготникам самостоятельно не придется заниматься поиском жизненно важных медикаментов. Хотя таких гарантий сегодня дать никто не может.
Все новости о товарах