А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Уже более десяти лет молдавская экономика находится в состоянии роста. Лишь единожды - в 2009 году - отмечался спад, вызванный мировым финансово-экономическим кризисом. В целом же период 2000-2011 годов можно характеризовать как фазу подъема с одной «временной остановкой». Очевидно, чтобы верно и эффективно двигаться дальше, стоит осмыслить результаты этого достаточно длительного периода роста нашей экономики.
ВВП
Обратимся к главной «магической» цифре - росту ВВП. За период 2000 - 2010 годов ВВП вырос на 68,5%. В среднем за год ВВП прирастал на 6% (за исключением кризисного 2009-го). Казалось бы, такие темпы роста должны были обеспечивать не только решение острых экономических и социальных проблем, но и полноценное развитие, которое обеспечивает переход к качественно новому, более успешному состоянию экономики и социальной сферы. Заметим, что взятый Молдовой курс на европейскую интеграцию связывался и связывается именно с таким переходом.
Однако нового качества развития мы не достигли, несмотря на сравнительно высокие темпы роста и усилия властей по продвижению новых реформ. Более того, стала вполне очевидной не только противоречивость, но и бесперспективность нашего «маршрута социально-экономического движения».
Прежде всего, рассмотрим основные социальные «дивиденды», полученные от роста национальной экономики. Главный из них оказался с внушительным знаком «минус» - из экономики «высвободилось» почти 400 тысяч работников. С 2000 по 2010 годы численность работающих снизилась на четверть. Каждый процент прироста ВВП обернулся уменьшением занятости на полпроцента.
Уровень жизни
Как это ни парадоксально, но рост ВВП практически не привел к качественному сдвигу в уровне жизни наших граждан. Причина заключается в том, что сокращение рабочих мест сковывает возможности повышения семейных доходов из источников, формируемых национальной экономикой - заработной платы, пенсий, социальных пособий и других. Так, с 2006 по 2010 год ВВП возрос почти на 12%, а располагаемый доход (без трансфертов из-за рубежа) в расчете на одного человека - лишь на 1,8%. При этом соотношение между средним располагаемым доходом жителя республики (без трансфертов из-за рубежа) и прожиточным минимум не изменилось. В 2010 году, равно как и пять лет назад, средний располагаемый доход (без трансфертов из-за рубежа) составил всего 77% от прожиточного минимума.
Уменьшение числа работающих, являющихся по сути «кормильцами» пенсионного фонда, создало тупиковую ситуацию в сфере пенсионного обеспечения. Попытки властей найти выход с помощью увеличения трудового стажа или возраста, необходимого для выхода на пенсию, - это попытки взвалить всю тяжесть пенсионной проблемы на плечи работающего населения, все более загоняемого в тупик из-за сокращения потребностей экономики в рабочей силе. Поэтому принципиально решить пенсионную проблему не удается. Средний размер пенсии по возрасту остается почти на 30% ниже прожиточного минимума пенсионера, а каждый четвертый пожилой человек живет ниже черты бедности.
Трудовая миграция
Снижение занятости привело к масштабной трудовой миграции за рубеж. Экспорт рабочей силы стал единственной «подушкой безопасности», обеспечивающей не только социальную выживаемость значительной части населения, но и защиту национальной экономики от угрозы кризиса внутреннего потребительского и валютного рынков, а также от бюджетного кризиса. Денежные переводы наших трудовых мигрантов растут быстрее, чем создаваемый ВВП, а также бюджетные доходы и доходы граждан, формируемые из источников внутри национальной экономики.
Однако «цена», которую платит страна за экспорт рабочей силы, с течением времени становится все выше и выше. Трудовая миграция породила не только гуманитарные проблемы - разделенные семьи, оставленных стариков и детей.
Происходит деградация национальных трудовых ресурсов - многие выехавшие за границу работники утрачивают свои первичные специальности и квалификацию, а внутренний рынок труда все чаще не может удовлетворить спрос на квалифицированную рабочую силу. Национальные инвестиции в образование из скудных ресурсов бюджета и семей фактически становятся «необоснованными» расходами на подготовку рабочей силы для зарубежных рынков труда и чужих экономик.
Относительное экономическое благополучие Молдовы, демонстрируемое ростом ВВП и поддерживаемое массовой трудовой миграцией за пределы страны, создает во многом искаженную картину истинного положения дел в экономике и экономических достижений последнего десятилетия.
Инвестиции
Главная проблема - экономика функционирует и растет без вливания необходимых инвестиций, что предопределяет ее отставание в развитии. В 90-ых годах инвестиции в основной капитал сократились почти в девять раз. Это выразилось, прежде всего, в исчезновении целого ряда секторов промышленности, моральном и физическом износе основных фондов, деградации технической инфраструктуры, снижении субсидирования сельского хозяйства. Инвестиционная база для развития новых и модернизации традиционных секторов экономики в 90-ых годах была разрушена. К настоящему времени объем инвестиций восстановлен лишь на 20%.
То есть рост экономики в 2000-2010 годах происходил в условиях дефицита инвестиций, необходимых для преодоления разрушений 90-ых годов и для перехода на новую ступень развития.
Самый наглядный результат экономического роста в условиях дефицита инвестиций - состояние автомобильных дорог: в начале 90-ых в хорошем или удовлетворительном состоянии находилось 70% дорог, сейчас - только 7% национальных и 2% местных. На восстановление и развитие транспортной инфраструктуры, по официальным данным, необходимо около $4 млрд, что более чем в два раза превышает годовые доходы госбюджета. Очевидно, что в среднесрочной перспективе не стоит рассчитывать на решение «дорожной» проблемы (даже с учетом внешних вливаний). То есть модернизация экономики «в дорожно-транспортном направлении» останется лишь благим пожеланием, и инфраструктурное звено, чрезвычайно важное для качественного экономического развития в целом, создано не будет.
Структурные сдвиги
Рост национальной экономики в условиях отсутствия серьезных инвестиций привел к изменениям структуры производства, которые невозможно оценивать как прогрессивные. Речь идет, прежде всего, о падении доли и роли производства товаров в структуре ВВП и о процессе «моноструктуризации» производства. Если в 2000 году сфера производства товаров (сельское хозяйство и промышленность) составляла 42% ВВП, то в 2010 - только 28%. Такой структурный сдвиг обусловливает ограничения для роста молдавского экспорта и, соответственно, поступления валютной выручки. Наше экспортное производство все более замещается реэкспортом, достигшим уже почти половины общего объема экспорта.
Это возможно только тогда, когда занятие реэкспортом становится более выгодным для бизнеса, чем занятие производственной деятельностью. При этом катастрофически возрастает дефицит торгового баланса. Ситуацию в значительной степени спасает не рост экономики, а экспорт рабочей силы, значительно компенсирующий «недоэкспорт» товаров и нехватку валютных поступлений.
Другой важный структурный сдвиг связан с доминированием производства продуктов питания в национальном производстве и экспорте товаров. По мере роста отечественной экономики «укреплялся» ее аграрно-индустриальный профиль, что никак нельзя считать признаком качественного экономического развития. Заметим, что развитие нашей аграрно-индустриальной экономики затрудняется необходимостью выделения значительных сельскохозяйственных субсидий при отсутствии мощных отраслей-доноров. Поэтому проблемы, накопившиеся в аграрном секторе Молдовы, не могут эффективно решаться при сохранении сложившейся структуры экономики.
В сравнении
Рост национальной экономики не привел и к сокращению отставания в развитии относительно наших крупных региональных партнеров: если в 2000 году производство ВВП на душу населения в Молдове составляло 25% от среднего по странам региона, то в 2010-ом оно снизилось до 23%. К европейскому уровню производства мы двигаемся также «черепашьим шагом»: если в 2005 году, когда был принят план действий «Республика Молдова - Европейский Союз», производство ВВП на душу населения в Молдове составляло 3% от среднего в ЕС, то к 2010-му оно увеличилось очень незначительно и составило 5%. Разрыв в экономическом развитии со странами ЕС сохраняется колоссальный - в 20 раз (!).
При этом темпы роста ВВП Молдовы выше среднеевропейских, и вся деятельность системы управления, в том числе по продвижению реформ, подчинена достижению европейских стандартов и осуществляется при политической и финансовой поддержке Европейского Союза.
Так что живем мы в условиях непрерывного роста ВВП и поддерживаемых европейцами реформ сравнительно неважно, но вполне по средствам, ибо средств производим слишком мало и «не в той системе координат».
Если вернуться к итогам годового правления нынешнего правительства, то оно не достигло никаких результатов в плане исправления существующих деформаций и перехода к новому качеству роста и социального развития.