Россия сможет контролировать свой бюджет только при цене на нефть не ниже 110 долларов за баррель: об этом говорит ведущий CNN Фарид Закария. Журналист уверен, что в ближайшее время цены на «черное золото» не снизятся вопреки низкому спросу, потому что страны-экспортеры этого не допустят.
ФАРИД ЗАКАРИЯ, ведущий CNN: Когда в следующий раз вы будете платить 3 доллара 50 центов за галлон бензина, остановитесь и подумайте над основным правилом экономики. Когда предложение превышает спрос, цена должна падать, не так ли? А теперь применим это правило к нефти...
Зимой люди меньше пользуются автомобилем. Американская экономика развивается медленными темпами. В еврозоне кризис. Темпы развития экономики Китая и Индии также замедляются, поэтому в мире наблюдается низкий спрос на нефть.
Так почему же сегодня баррель нефти продают за 113 долларов, что более чем в два раза превышает его стоимость, которая была зафиксирована пять лет назад, когда мировая экономика переживала расцвет? Что же происходит в мире?
Есть мнение, что на самом деле состояние экономики лучше, чем мы думаем. Китай и США демонстрируют стойкость перед европейскими проблемами. В связи с этим трейдеры ожидают возобновление спроса в этих двух крупнейших экономиках.
Однако есть и те, кто утверждает, что мы находимся в центре пузыря. Биржевики продолжают взвинчивать цены на нефть, которые в конце концов рухнут.
Я думаю, что если рассуждать с точки зрения экономической теории, то оправдания существующим на данный момент ценам на нефть найти нельзя. Основную причину столь высоких цен на нефть нужно искать в газете не в разделе бизнеса, где говориться про высокий спрос на нефть в Индии или Китае, а на главной странице, где речь идет о мировой политике. Риски беспокоят трейдеров, а самый большой риск для поставок нефти - это угроза войны в Персидском заливе.
Тем временем массовые протесты в Нигерии ставят под вопрос поставки топлива из этой страны. Венесуэла медленно движется к развалу, причиной этого стало плохое управление страной Уго Чавесом. В России, крупнейшем производителе нефти, также не обошлось без протестов.
Нельзя забывать и о последствиях «арабской весны». Так, в 2011 году в Ливии были значительно сокращены объемы производства нефти. Ирак также продолжает разочаровывать своими показателями по нефтедобыче, и недавняя напряженная ситуация в политике страны не улучшила эту ситуацию.
Именно военная риторика и внутренние проблемы в главных нефтяных странах в совокупности являются причиной роста цен на сырую нефть, которые впоследствии сказываются на стоимости бензина.
Таким образом, согласно логике, цены упадут, когда ситуация несколько успокоится. Например, в России или Иране. А может быть и нет. Возможно, что производители нефти хотят, чтобы цены были заоблачными.
Обычно крупнейшие производили понимают, что сохранение цен на слишком высоком уровне приводит в краткосрочной перспективе к тому, что люди начинают находить альтернативу нефти. Они начинают более избирательно пользоваться автомобилем и ищут другие источники энергии. Но сейчас для нефтяных стран начинаются очень непростые времена.
Давайте повнимательней посмотрим на «арабскую весну». Единственной нефтяной страной, где произошла насильственная смена режима, стала Ливия. Почему? Страны Персидского залива не скупятся на субсидии и повышение зарплат для своих граждан. И издержки на то, чтобы сдерживать и сводить на нет недовольство людей, достигают рекордного уровня.
На этой неделе я увидел невероятные цифры. Взгляните на то, что происходит в крупнейших странах-производителях нефти. Это - минимальные цены на нефть, которые необходимы этим государствам, чтобы держать под контролем свои бюджеты.
России для этого нужно, чтобы цена составляла 110 долларов за баррель. Ираку - 100 долларов. Даже Саудовской Аравии для того, чтобы контролировать ситуацию с бюджетом, необходима цена около 80 долларов за баррель. Высокие цены также нужны Алжиру, Катару и Оману.
Всего десять лет назад Саудовской Аравии было достаточно 25 долларов за баррель, чтобы с бюджетом не было проблем. Поэтому сейчас эти страны заинтересованы в сохранении высоких цен на нефть. Что они и делают, сокращая тем или иным образом поставки.
Таким образом, высокие цены на нефть, возможно, являются самым долгосрочным последствием «года мировых протестов».
ФАРИД ЗАКАРИЯ: В завершение можно сказать, что падение цен на нефть маловероятно. И даже если главные локомотивы мирового экономического роста испытывают трудности, приготовитесь к тому, что в течение какого-то времени поездки на работу и обратно не будут дешевыми. И, может быть, сейчас самое время пересесть с внедорожника на седан.
Посмотреть курс валют