Импортер рыбы и морепродуктов компания «Скандинавия» отказалась от развития собственной розничной сети «Рыбный домик» и покупки производства по переработке продукции. Вместо этого она приобрела земельный участок для строительства собственного рыбного магазина и перерабатывающего цеха стоимостью $20 млн. Но специализированные рыбные магазины даже крупного формата большой популярностью в Украине не пользуются, уверяют операторы продуктовой розницы.
В прошлом году «Скандинавия» объявила о планах по развитию розничного бизнеса: компания планировала открыть около 100 точек (площадью по 50 кв. м) под вывеской «Рыбный домик», инвестировав около $3 млн. Компания также вела переговоры о покупке завода по производству пресервов и рыбопродуктов (см. Ъ от 14 мая 2009 года).
Однако «Скандинавия» отказалась от этих планов, сообщила в минувшую пятницу президент компании Елена Якименко. По ее словам, все рассматривавшиеся для покупки предприятия имели устаревшее оборудование. А идея открытия розничной сети себя не оправдала: потенциальные покупатели рыбных мини-маркетов - люди с низким уровнем дохода, и инвестиции в сеть могут оказаться неэффективными.
Вместо этого в «Скандинавии» занялись строительством собственных мощностей по переработке, оформив землеотвод площадью 5 га возле мостовой развязки на Жуляны на Большой окружной дороге. До конца 2011 года на участке планируется построить комплекс, включающий цех по переработке, склад единовременной мощностью хранения 20 тыс. т и рыбный магазин площадью 2,5 тыс. кв. м. Инвестиции в проект составят $20 млн. «Собственная переработка позволит нам снизить себестоимость продукции минимум на 20% по сравнению с импортируемой готовой продукцией»,-- говорит аналитик «Скандинавии» Валерий Калустов. Кроме того, в магазине, где доля ее собственной продукции составит только 30%, компания намерена продавать продукцию других компаний.
Выйти на рынок пресервов «Скандинавии» было бы непросто, считает директор компании «Афина» (эксклюзивный дистрибутор завода «Плеяда») Вадим Клюй. «Этот рынок уже сформирован и распределен между несколькими игроками. К тому же продажи пресервов во время кризиса упали на 30-40%, тогда как падение продаж полузамороженной рыбы было не столь значительным»,-- добавляет он. По данным участников рынка, годовой объем рыбного рынка в Украине составляет 580 тыс. т, или $1 млрд. Из них 470 тыс. т приходится на импортную рыбу и рыбопродукцию. Кроме того, по словам господина Клюя, компания не смогла договориться со своим потенциальным партнером по развитию розничной сети - компанией «Дюна».
Открытие крупного специализированного магазина участники рынка оценивают по-разному. «Торговая точка площадью 2,5 тыс. кв. м - это слишком много для продажи одной рыбы. Тем более что в нашей стране гораздо больше потребляют мясо, чем рыбу, и ехать только за ней в специализированный магазин согласятся немногие»,-- считает директор по закупкам сети «Фуршет» Андрей Заболотный. С другой стороны, найти рыбу высокого качества в розничных сетях практически невозможно, возражает директор «Международной группы морепродуктов» Олег Пуха. «Потому специализированные магазины, например 'Дары моря', в Киеве пользуются популярностью у любителей»,-- говорит он.
Алена Голубева, Вероника Гаврилюк
Индекс цен российских потребительских товаров