По итогам 2011 года позитивная атмосфера сохранилась только на американском и немецком авторынках. Францию, Италию и Испанию будоражит европейский долговой кризис, китайские продажи охладила политика властей, а Япония, несмотря на рост продаж в последние месяцы, не смогла полностью оправиться от последствий мартовской катастрофы.
В 2011 году авторынок США вырос на 10% по сравнению с 2010 годом. Дилеры продали 12 778 885 машин, из них более 1,2 млн авто (+9%) пришлись на декабрь. Бестселлером среди компаний стал General Motors. За год концерн реализовал 2,5 млн автомобилей, что на 13% больше показателей позапрошлого года. При этом, как сообщает The New York Times, в списке брендов самый продаваемый бренд GM Chevrolet уступил своему прямому конкуренту Ford. Американцы приобрели 2,057 млн автомобилей с голубым овалом на шильдике, в то время, как Chevrolet смог преодолеть отметку только в 1,75 млн реализованных авто.
Всего Ford Motor Co продал в прошлом году 2,14 млн машин, что на 11% больше показателя 2010 года.
Вырвавшись по итогам ноября на третью позицию, Toyota сохранила ее вплоть до конца года. Несмотря на то, что реализация марки упала на 6,2% (1,4 млн авто), а общие продажи концерна с учетом бренда Lexus упали на 7% по сравнению с 2010 годом, дилеры продали 1 млн 644 тысячи машин. Toyota также сохранила лидерство по продажам среди иностранных брендов.
Показав самый высокий рост среди автопроизводителей в 26%, Chrysler по итогам 2011 года занял четвертую строчку с показателем 1,37 млн проданных машин. При этом лучше всего продавались Dodge Ram - 708 650 авто.
Лидером в премиум-сегменте впервые стал BMW, увеличив продажи в США на 13%, до 247 903 автомобилей. Обогнать Mercedes-Benz баварцы смогли, благодаря высокому спросу на обновленный седан 5-й серии и кроссовер Х3.
А вот крупнейший восточный рынок - китайский, в конце года существенно замедлил темпы роста. Сказалась политика местных властей, направленная на борьбу с ростом пробок. В апреле прошлого года китайское правительство повысило акцизы на топливо и увеличило с 7,5% до 10% налог на продажи малолитражных автомобилей. Кроме того, была прекращена выдача субсидий по программе trade-in в сельских районах.
По данным государственной Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), национальный авторынок вырос в 2011 году всего на 2,8% и составил 13,7 млн проданных автомобилей. По оценкам аналитиков, это самый низкий рост рынка за последние 12 лет.
«На китайский рынок оказали сильное давление действия местных властей. Тем не менее, в 2012 году подобная политика уже не будет эффективной, и рост рынка составит порядка 10%, причем спросом будут пользоваться автомобили не бюджетного сегмента», - высказал свой прогноз Automotive News аналитик Morgan Stanley в автомобильной отрасли Адам Джонас.
Немецкий авторынок, в течение последних месяцев демонстрировавший замедление, к концу года набрал обороты. В декабре прибавив 6%, в годовом исчислении продажи автомобилей в Германии выросли на 9%, достигнув отметки 3 млн 173 тысячи автомобилей. Из них 2,24 млн продаж пришлись на долю национальных брендов.
Немецкие производители в 2011 году увеличили экспорт на 7%, до 4,5 млн единиц, а производство на заводах выросло на 6%, до 5,87 млн машин.
Европейский долговой кризис испортил результаты другим производителям. Французский рынок, по итогам года упал на 2,1%, достигнув отметки в 2,2 млн автомобилей. Половина этих продаж пришлась на местных производителей, которые по сравнению с 2010 годом потеряли 7%.
По данным Французской торговой палаты (CCFA), лидером рынка стал Renault, продавший 455 718 автомобилей (-9,6%), вторую и третью строчку поделили Peugeot (369 721 авто; -7,7%) и Citroen (323 068 авто; -1,5%).
Лучшим среди иностранных брендов оказался Volkswagen, которому, к тому же, удалось закончить год с положительной динамикой. Автомобилей этой марки в 2011 году было продано 163 566 штук, что составило рост в 11,6%.
На 10,8% упал итальянский авторынок. В 2011 году в Италии было продано 1,75 млн автомобилей. Лидерство на местном рынке сохранил Fiat, реализовав за год 363 000 автомобилей и продемонстрировав падение в 20%. На втором месте Ford (146 800 машин; -19,5%), третью строчку занимает Volkswagen. Рост продемонстрировали японские и корейские марки. Эксперты из Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), прогнозируют падение местного рынка в 2012 году до 1,68 млн автомобилей.
По данным Испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC), в 2011 году было продано 809 950 автомобилей, что на 17,8% ниже показателей 2010 года. Характер тройки самых продаваемых марок почти не отличается от итальянского рынка: больше всех продал местный Seat (73 500 машин), следом за ним расположились Volkswagen (71 700 автомобилей) Ford, продавший 65 000 машин.
Японский рынок, демонстрировавший в течение последних месяцев положительную динамику, по итогам года не смог выйти в плюс.
По данным Японской ассоциации автодилеров (JADA), местный рынок упал на 15%, достигнув отметки в 4,21 млн проданных автомобилей. Это самый низкий уровень, начиная с 1968 года, когда в стране стали вести учет продаж. Вместе с тем по итогам декабря японские автопродажи выросли на 22,4% до 221 960 машин. Больше всего выросла реализация Toyota (на 22%) без учета Lexus и Nissan - на 37,5%. Автор: Роман Кондратьев
Все автомобильные новости