В среду парижский суд должен вынести решение по иску потомков Луи Рено - создателя автоконцерна «Рено» - против французского правительства. Семь внуков промышленника требуют компенсацию за национализацию компании в 1945 году. Сам Луи Рено скончался за три месяца до национализации. Тему продолжает корреспондент радио «Вести ФМ» Регина Севостьянова.
Помимо денежной компенсации за национализацию автоконцерна внуки Луи Рено надеются через суд восстановить доброе имя своего дедушки. «Мы подали иск для того, чтобы открыть дискуссию о правомерности действий французского правительства и очистить свою фамилию от грязи», - заявила Елена Дигли-Рено - внучка Луи.
«Национализация состоялась без судебного решения и без компенсации, - отметил адвокат Тьерри Леви. - Никакая другая компания не подверглась такому обращению».
В конце 19 века Луи Рено вместе со своими братьями добавил к трехколесному транспортному средству четвертое колесо, и так родился первый автомобиль - «Рено Тайп А», а также автоимперия Рено. В 1940-м году Луи совершил поездку в США, где с президентом Рузвельтом обсуждал вопросы машиностроения. Вернувшись на родину, он обнаружил Францию поверженной немцами. Нацисты планировали демонтировать его производство и перебросить в другую страну. Однако Луи удалось договориться с немцами о том, чтобы завод оставили во Франции. В результате концерн работал на Германию, ряд руководящих постов заняли представители «Даймлер-Бенц».
После войны Рено был арестован по обвинению в сотрудничестве с врагом. В тюрьме Луи подвергался жестоким избиениям. 14 октября 1944 он умер в больнице, куда был доставлен с проломленным черепом и сломанной шеей. Спустя три месяца автоконцерн был национализирован. Чтобы удовлетворить профсоюзы, де Голль выбрал только «Рено». Другие автопроизводители - «Пежо» и «Ситроен» - подобной участи не подверглись. При этом государство отказалось менять название автомобиля, потому что это привело бы к краху.
В 1959 году единственный сын Луи - Жан-Луи Рено - уже пытался добиться компенсации от государства. Однако ему было отказано по причине того, что во Франции к тому моменту сменилась конституция, и документ, по которому произошла приватизация, оказался недействительным. Официально Луи так и не реабилитирован. Против него, в частности, выдвигались обвинения в том, что он даже не пытался саботировать работу на немцев, как поступали другие. Однако это могло стать серьезным риском для его производства. Известно, что даже перед смертью, ненадолго выйдя из комы, Луи задал единственный вопрос: «Как там завод»?
Второй раз «Рено» был приватизирован уже в 1996 году. Новый иск стал возможен после очередной реформы французского законодательства - в марте 2010 года.
Иск в парижский суд поступил 9 мая 2011 года. Сумма запрашиваемой компенсации не называется, однако известно, что потомки Луи готовы принять обратно автопроизводство. На данный момент правительство Франции является держателем 15% акций, еще 15% принадлежат японскому концерну «Ниссан».
Все автомобильные новости