1 октября вступит в силу решение Центробанка о прекращении деятельности уличных пунктов обмена валюты. Их место на рынке должны занять дополнительные офисы банков, которые помимо прочего будут обменивать гражданам валюту. Несмотря на то, что с закрытием стихийных пунктов заканчивается целая эпоха в истории России, похоже, сожалений на эту тему не много. Кто теперь будет менять валюту? Корреспондент радио «Вести ФМ» Людмила Шаулина продолжит тему.
Шаулина: За полгода до даты, назначенной Центробанком, только в Москве и области число обменных пунктов сократилось в 2 с лишним раза. В столице таких обменников на данный момент насчитывается 140 штук. Некоторые из них - частные менялы, некоторые имеют вывеску банка, о котором никто никогда не слышал. Факт распространенный, подтверждает президент ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Тосунян: Это единичные случаи, но, тем не менее, были такие, которые используют лицензию не для того, чтобы осуществлять полный комплекс банковских услуг, а для того, чтобы предлагать такой монопродукт, такую сеть плодить обменных пунктов, на самом деле не особенно неся за них ответственность, а просто будучи с ними в определенной доле по получению доходов. А эти обмненники сами там шуруют. Были ли такие примеры? Да, были. И их старается Центральный банк уводить.
Шаулина: Борясь с такими псевдобанками, центральный регулятор обязал все кредитные организации, желающие предоставлять услугу по обмену валюты, открывать для этого дополнительные мини-офисы, оборудованные системой охраны и имеющие все необходимые атрибуты банка. Обмен валюты в них должен стать лишь строкой в списке предоставляемых услуг. Крупные банки, уверен Владимир Чернов , начальник управления денежного обращения банка «Возрождение», от необходимости переформатировать обменники в миниофисы только выиграют.
Чернов: Все нормально работающие обменные пункты будут перерегистрированы в оперкассы внекассового узла. Перечень операций, совершаемых с клиентами, увеличится, и доходы должны вырасти, и поток клиентов увеличится. Затраты на перерегистрацию незначительны. На наш взгляд, меры, которые предпринял Центральный банк, давно назревали. Это необходимый шаг.
Шаулина: Число жалоб на мошенничество, по задумке Центробанка, должно сократиться. А жалоб было немало: разбой, кражи, операции с поддельной валютой. Самое невинное в этом списке, когда на табличке с привлекательным курсом мелким шрифтом размещалось уточнение, на которое мало кто обращал внимание: курс действует лишь при операции от 1000 долларов. При этом попытка пожаловаться на произвол заканчивалась ничем, добавляет Гарегин Тосунян.
Тосунян: Вы заходите, непонятно у кого и что обменяли, выясняется, что вас обманули, вы начинаете потом звонить в Центральный банк или писать в Ассоциацию российских банков, что вот дали липовые купюры или недодали купюры. А что дальше делать? Вы непонятно к кому обратились, а сейчас предъявляете претензии и говорите, что это банки виноваты.
Шаулина: Правда, по мнению Натальи Орловой , главного экономиста «Альфа-банка», глобально проблему мошенничества запрет вряд ли решит.
Орлова: Если есть спрос на такого рода операции, даже при наличии ограничений все равно эти операции продолжают осуществлять. Но вопрос, куда эти теневые операции могут направиться и куда будут сконвертированы в дальнейшем? Я не уверена, что эти запреты станут последним барьером на пути нелегальных движений.
Шаулина: Бояться ажиотажа и очередей в обменниках, по мнению экспертов, не стоит. Прежде всего потому, что потребность в обмене валюты в последнее время у граждан сократилась. Клиенты осваивают новые банковские услуги, такие, например, как мультивалютные карты. Правда, осталась одна проблема: банки и их подразделения не работают по выходным и в ночное время. Но, уверены эксперты, если будет спрос, скорее всего, на улицах городов появятся банкоматы, предоставляющие возможность обменять валюту на рубли в любое время.
Посмотреть курс валют