Россия планирует создать госмонополию по продаже космических технологий. О создании новой структуры заявил глава Роскосмоса Владимир Поповкин.
Сейчас предприятия работают на экспорт самостоятельно. В ближайшем будущем функции, связанные с выходом на международный рынок, у них заберут. Структура новой организации пока не известна. Однако понятно её главное предназначение - сделать действия российских компаний более скоординированными. Очень важно упорядочить процессы на внешнем рынке, уверен член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш.
«К сожалению, были неприятные примеры того, как сотрудники Российской космической отрасли передавали иностранным партнерам России сведения, составляющие государственную тайну. Причём не обязательно здесь речь идёт о том, что кто-то под покровом ночи залез в сейф, вытащил оттуда секретные данные. Вполне возможно, что эти люди просто воспользовались несовершенством российского законодательства в данной сфере, несовершенством каких-то процедурных норм», - говорит Караш.
В то же время, создание единой организации выгодно не всем российским компаниям. К примеру, Государственный космический центр имени Хруничева в прошлом году за счёт коммерческих запусков заработал 637 миллионов долларов. В этом году Центр рассчитывает получить почти 800 миллионов. Появление госмонополии нарушит эти планы, продолжает Караш.
«Их прибыль уменьшится. Поскольку, безусловно, часть поступлений от экспорта будет направлена на содержание этой надструктуры. Возможно, им станет немножко сложнее действовать на внешнем рынке, поскольку теперь надо будет постоянно согласовывать свои шаги с представителями этой экспортной космической организации», - добавляет Караш.
Сейчас по заказу зарубежных фирм происходит больше половины запусков. Создавать единую структуру будут осторожно, чтобы не потерять рынок, утверждает глава Роскосмоса Владимир Поповкин. По плану организация станет аналогом Рособоронэкспорта, осуществляющего продажу отечественного оружия по всему миру. Однако в её устройстве будут значительные отличия, говорит независимый эксперт по космосу Андрей Ионин.
«Космический рынок - он очень своеобразный. И то, что мы видим - это, в первую очередь, Россия участвует в этом рынке в части продажи ракет-носителей, запусков. Здесь участвуют всего несколько российских предприятий и совместных предприятий, поэтому говорить о каких-то крупных масштабах участников не приходится», - счиает Ионин.
Пока специалисты разрабатывают варианты организации структуры. Точная дата её появления ещё неизвестна.