В России будет введена госмонополия на экспорт космических технологий. Об этом сообщил глава Роскосмоса Анатолий Поповкин. Точную дату появления структуры, которая получит право на экспорт, он не назвал. Не рассказал Поповкин и о возможном устройстве новой структуры. Ситуацию «Вестям ФМ» прокомментировал независимый эксперт по космосу Андрей Ионин.
«Вести ФМ»: Андрей, здравствуйте! Скажите, а многое ли меняется? Наверное, и сейчас космическими технологиями не торгует кто попало?
Ионин: Безусловно, космический рынок очень своеобразный, и то, что мы видим, в первую очередь, Россия участвует в этом рынке в части продажи ракетоносителей запусков. Здесь участвуют всего несколько российских предприятий или совместных предприятий, поэтому говорить о каких-то больших масштабах здесь не приходится.
«Вести ФМ»: Ну, тогда в чем изменения?
Ионин: Как в любом решении, очень бы хотелось увидеть, услышать обоснования этого решения и оценку возможных последствий, потому что все мы прекрасно понимаем, что-то, что сейчас происходит в отрасли, это сейчас уже признается всеми и там есть серьезные проблемы.
А когда серьезные проблемы, то главный принцип - это не навреди. Поэтому, те действия, которые предпринимаются для изменения ситуации, во-первых, должны быть хорошо обоснованы, а для этого их надо обсудить с экспертами и, во-вторых, мы должны четко понимать - не окажет ли это негативных воздействий на ситуацию в отрасли. А ситуация, это было недавно признано и самим руководителем Роскосмоса - это снижение качества человеческого капитала, существенное снижение, вызванное целым комплексом проблем.
И вот если мы посмотрим на вот этот вопрос, обсуждаемый сегодня, создания госмонополии, с этих позиций, то вот надо понимать, как это повлияет? Это повысит качество человеческого капитала или снизит? Потому что, если у нас есть проблемы с экспортом космических технологий, то с учетом того, что практически все предприятия космической отрасли - они либо государственные, либо контролируются государством.
Так как количество участвующих в этом экспорте не очень большое, то я не вижу какой-то серьезной управленческой проблемы для того, чтобы ее разрешить. Нужно ли для этого создавать отдельную структуру - это отдельный вопрос. И для него нужно тогда показать аргументы, которые в сторону этой позиции. Ну, аргументов не было, по крайнем мере, в сегодняшнем интервью. Надеюсь, они появятся.