Лопнувший буксировочный трос и разворот лагом к волнам стали причинами крушения буровой «Кольская». Свою версию причин трагедии подготовил сайт «Морской бюллетень». Напомним, буровая платформа «Кольская» затонула при буксировке в Охотском море во время шторма 18 декабря. На ее борту в это время находились 67 человек.
Спасти из воды живыми удалось 14 человек. Тела 17 погибших были позже подняты из воды. Остальные 36 считаются пропавшими без вести. Мнения экспертов изучил корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
В начале пути все шло штатно. На море был шторм, и караван следовал по волне, чтобы не подставлять борта буровой под удар. И тут вдруг случайно лопнула прядь буксирного троса ледокола «Магадан», реконструирует сценарий трагедии главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко.
«Лопнула прядь. Пришлось снижать сначала скорость, а потом вообще ложиться в дрейф для того, чтобы "Магадан" смог выбрать буксир и заделать вот эту лопнувшую прядь. Вскоре буровую развернуло, и то, чего опасались - произошло. Волны стали бить прямо в широкий борт. Под их ударами были повреждены конструкции на палубе, их стало носить по ней. Поврежденными конструкциями срезало гусаки, в танки стала поступать вода. Буровая получила дифферент на нос», - говорит Войтенко.
И в этот момент был подан сигнал СОС. Люди, как и положено, одевшись в спасательные костюмы, вышли на палубу. Эвакуировать их должен был буксир «Нефтегаз 55». Но тут опять вмешался случай. Трем членам экипажа «Кольской», видимо, изменило мужество, и сначала в воду прыгнул один, затем еще двое. Буксир занялся их спасением.
Буквально в то самое время, когда они были извлечены из воды, «Кольская» легла на борт, и основную массу людей, приготовившихся к эвакуации, накрыло рухнувшей вышкой буровой. То есть получается, что драгоценные минуты перед гибелью платформы ушли на спасение трех человек, у которых не выдержали нервы.
Собственно, так эта трагедия и произошла. Несмотря на стечение целого ряда обстоятельств, ряд вопросов все же остается. Почему буровую вообще решили транспортировать в это время, когда едва ли не каждый день в Охотском море шторм. Нельзя ли было дождаться весны? Нельзя, поясняет Михаил Войтенко.
«Буровая стояла на шельфе западного побережья Камчатки. Там льды и тяжелые штормы. То есть, если бы ее там оставили, она бы до весны не дожила, она погибла бы. Было два варианта, либо буксировать, либо снимать с нее персонал и полностью списывать сразу в убыток», - отмечает Войтенко
Хорошо, решили платформу буксировать. Но почему же не учли все возможные опасности, и, прежде всего, не просчитали надежность буксировочного троса, задается вопросом главный научный сотрудник института государства и права РАН, эксперт Центра морского права Василий Гуцуляк.
«Морская практика предполагает, что когда буксируются такие платформы, должны быть особо усиленные тросы диаметром не менее 6 миллиметров, например, а иногда даже применяют якорные цепи. Кроме того, четко просчитывается длина буксира с тем, чтобы судно могло обеспечить в том числе так называемое орбитальные нагрузки, то есть когда платформа ныряет и выскакивает на подошву волны и так далее. Поэтому здесь все очень тщательно нужно расследовать и установить», - считает Гуцуляк.
Напомню, что официальное следствие по факту крушения Кольской еще не закончено. Его ведут аж целых четыре госкомиссии во главе со Следственным комитетом. Возбуждено уголовное дело по статье нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.